Республика КрымИсторияИстория Крыма

Быт керчан 20 – 30 годов

 

 

В начале ХХ в. Керчь была городом частных домовладений. В 1920 – 1921 гг. началась муниципализация и передача городу частного жилья. Муниципализированный жилой фонд находился, в основном, в пользовании жактов, образованных в 1925 г.

В 30-х гг. город не имел достаточно развитого городского хозяйства, испытывал недостаток в питьевой воде, многие улицы не имели мостовых и тротуаров, электрического освещения, зеленых насаждений, в городе имелся единственный сквер, 2 бульвара с жалкой растительностью и казенный сад.

Сложным оставался вопрос с водоснабжением. До 1928 г. Керчь пользовалась водопроводом, построенным еще в 1895 г. на ул. Греческой (Театральной). Водой обеспечивалось несколько улиц путем постройки водоразборных будок (1934 г. – 14 шт.). Кроме того, имелось 200 артезианских скважин, по которым вода поступала с глубины 25 – 30 м.

Город был многонациональным. Население расселено преимущественно по тем или иным национальным группам. Русские, украинцы и болгары жили, практически, во всех населенных пунктах вокруг города и в нем самом. Чисто городскими жителями являлись евреи, караимы, крымчаки, итальянцы, поляки, эстонцы, греки, немцы. Татары жили большей частью в Русско-Татарской слободе, в п. Джанкой и, отчасти, в городских кварталах вдоль речки Мелек-Чесме.

К каким занятиям имели отношение жители многонациональной Керчи? Торговлей занимались преимущественно евреи, греки, крымчаки. Значительной была эта прослойка и среди ремесленников. Крымчаки также занимались медницким и жестяницким делами и являлись лучшими сапожниками. Были среди жестянщиков и греки. В морском деле преуспевали греки и итальянцы, среди них были известные водолазы, лоцманы, судоводители. Они же занимались виноградарством и садоводством.

В важнейшем промысле данной местности – рыболовстве – были заняты и греки, и украинцы, и русские.

Земледельческим трудом занималось восточно-славянское население, а также татары и греки. Итальянцы и армяне были известны в городе как хорошие огородники. Итальянцы выращивали лук, картофель и знаменитые помидоры, завезенные ими со своей родины. Армяне занимались поливным огородничеством в долине Мелек-Чесме, где имелись специальные бассейны, устройства для подъема воды.

Бондарное производство очень характерно для Керчи, поскольку виноградарство и рыбное дело требуют бочкотары. Бондарями были русские и украинцы.

Скотоводами (прежде всего овцеводами) были татары, болгары. Занимались этим и восточные славяне.

В 20 – 30 гг. Керчь была провинциальным городом. Как в большом, так и в малом городе есть своя главная улица. В Керчи с 1921 г. ею является улица им. Ленина. До 1929 г. на этой улице помещались частные магазины Кушнарева, Деспотули, Малкина, Месаксуди, Ломовского, фотоателье Каменецкого, Ташлицкого, Сокольского и других. Эта улица была самой красивой и зеленой. Вдоль улицы росли акация и софора.

Облик города дополняли церкви Иоанна Предтечи, Афанасьевская, Свято-Троицкий собор, церковь у Сенного рынка и др.

Уличная толпа была разномастная, пестрая, в которой наблюдалось много контрастов. Здесь можно было встретить врача с кожаным саквояжем, инженера в фуражке, на которой были знаки профессии – молоток с разводным ключом, милиционера верхом на лошади, священника в рясе, разряженную даму в манто с муфтой, ридикюлем, в фетровых ботинках; татарина в тюбетейке, татарку в мароме.

В Керчи осень обычно дождливая, поэтому носили макинтоши. Это прорезиненный плащ, серенький, непромокаемый. У всех на ногах блестели галоши. Их снимали в раздевалках, гардеробах и входили в дом без уличной грязи. Боты, галоши – глубокие, мелкие, дамские на каблуках – внутри были выложены малиновой байкой, к которой прикреплялись инициалы владельца.

По мостовым, выложенным булыжником, шествовали ломовые и легковые извозчики. Ломовые были одеты в красную суконную жилетку, перепоясанную кушаком, легковые извозчики носили кафтаны. Поездки по любым маршрутам, в том числе и загородным, можно было совершить на «линейках». Стоянки таких «такси» располагались у «Нового» базара и на станции Керчь-1.

 

Источник: З. Махова. «Вечерняя Керчь» N 15, 2003 г.