Республика КрымЭкономикаЭкономика Крыма

Будет ли 25-й порт Украины – частным?

Сейчас в Украине 24 морских порта. Морские перевозки переживают бурный рост и, как предполагают специалисты, темпы их роста будут увеличиваться в связи реконструкцией и развитием промышленности, курортов, туризма. Так, в первом полугодии 2003 г. весь транспортный комплекс Крыма увеличил грузооборот на 40%, сообщает Управление статистики. Он составил 4415 млн. тонно-километров. Значительная часть этих грузов доставлена морскими путями. В 2002 г. морской транспорт Крыма в целом по сравнению с 2001 г. увеличил грузоперевозки на 45% – то есть до 685 тыс. тонн, перевозку пассажиров – на 28% (до 946 тыс. чел.). В 2002 г. крымские морские грузоперевозки составили 7,8% украинских, перевозки пассажиров – 17,5%. В Крыму морскими грузовыми перевозками занимаются 5 предприятий, пассажирскими – 8.

По разным причинам порты сейчас не отвечают необходимым требованиям: во-первых, во многих из них глубина недостаточна для приема современных лайнеров, не отвечает потребностям и длина причальных стенок – современные суда требуют и более длинных стенок, и большей глубины причалов.

Наиболее развита портовая структура в Севастополе. Всего здесь более 20 км причалов. Большинство их используется военными ВМС Украины и Черноморского флота России. Гражданский Севастопольский торговый порт имеет два пассажирских причала в центре города, где принимает туристические и круизные суда, а также ряд катерных и паромных причалов в портопунктах на внутригородских морских маршрутах. Перевозки грузов и пассажиров здесь, как и везде, растут год от года. В 2002 г. по сравнению с 2001 г. Севастопольский морской порт увеличил перевозки платных пассажиров на 10%, а кроме того, в январе – июне 2003 г. повысил показатель общего объема перевезенных пассажиров на 20% (до 2752,5 тыс. человек). За это же время Севастопольский морской торговый порт значительно увеличил по сравнению с аналогичным периодом прошлого года переработку грузов (до 144,9 тыс. тонн) и количество судозаходов в Севастопольский порт в январе – июне возросло на 98% (до 800,5).

Специалисты считают, что буквально через несколько лет Украина ощутит дефицит портовых мощностей как для перевозки пассажиров, так и для транспортировки грузов. Ощутит, если не будет принято действенных мер. Одна из них – строительство новых морских портов, в частности, на озере Донузлав в западном Крыму. Это очень удобное место – чистое и глубокое море, близость всех морских транспортных путей: в порты Одессы, в Россию, Болгарию, Румынию, Турцию и другие страны Средиземноморья. Идея строительства здесь порта вынашивается еще с первой половины прошлого века, однако место это облюбовали военные. На озере была создана Крымская военно-морская база противолодочной авиации, которая сейчас расформирована, а ВМС Украины эксплуатируют только небольшую часть уже существующей инфраструктуры и совсем незначительную часть потенциальных ресурсов озера. Совет министров Крыма вновь поставил вопрос о строительстве на Донузлаве наиболее современного морского порта с мировыми характеристиками.

Естественная глубина Донузлава – до 28 м. При этом слой около 5 метров толщиной на дне озера составляют песчаные наносы (здесь раньше и добывали песок для строительства), что позволяет легко углубить фарватер до 40 метров для прохода крупнотоннажных судов и оборудовать удобную закрытую защищенную акваторию. Длина береговой линии озера – 70 км, что достаточно для строительства не одного порта. С 1994 г. на озере не проводятся дноуглубительные работы, в результате чего дно слишком заилено. При необходимой для прохождения грузовых судов глубине в 15 – 21 м сейчас глубина озера составляет от 8 до 9 м. На южном берегу расположена военно-морская база Южного морского района ВМС Украины с двумя причальными стенками, глубина у причалов здесь только 7 м.

В июле 2003 г. в Симферополе состоялось заседание координационного совета по разработке проекта Донузлавского порта. Как сообщает Крымское агентство новостей, вице-премьер-министр АРК Геннадий Бабенко сообщил, что по экспертным оценкам строительство крупного грузового порта на озере Донузлав – с нефтебазой, нефтепроводом, терминалами для перевалки зерна и других грузов, подведением железнодорожных путей – обойдется приблизительно в $ 2,4 млрд. По словам Геннадия Бабенко, сегодня есть два проекта застройки Донузлава. Крымский проект предусматривает строительство порта с нефтетерминалом на 4 млн. тонн на северном берегу озера и прокладку железнодорожной ветки от села Воинка (между Красноперекопском и Джанкоем) прямо к «выходу» из Крыма через Перекоп. Второй проект, разрабатываемый Министерством транспорта Украины, наоборот, предусматривает строительство порта на южном берегу озера и прокладку железной дороги Евпатория – Мирный, а значит выход из Крыма через Евпаторию, а потом только – через Перекоп.

Дело в том, что мнения крымских специалистов также разделились. Совет министров и большая группа предпринимателей поддерживают проект частного порта. Еще в апреле 2003 г. спикер крымского парламента Борис Дейч заявил, что поддерживает проект Минтранса Украины по строительству на Донузлаве второго после Ильичевска крупнейшего порта в Украине. Какое решение будет принято?

До 10 августа 2003 г. в Крыму планируется провести межведомственное совещание по вопросу строительства порта с участием Президента Украины Леонида Кучмы, который сейчас находится в Крыму на «рабочем отдыхе», и представителей Минтранса Украины. На совещании Президенту предложат сделать выбор между частным и государственным капиталом. Дело в том, что это главное различие двух проектов – источник инвестиций и будущий собственник порта. Минтранс страны намерен строить государственный порт на бюджетные средства с передачей его гособъединению «Укрморпорт». В то же время Крым уже начал привлечение частных капиталов для строительства первого в Украине частного порта по своему проекту. Большой интерес к инвестициям в строительство порта, по словам министра промышленности, транспорта и связи автономии Азиза Абдуллаева, проявили такие крупные нефтяные компании, как «Лукойл» и «Юкос». Однако пока заказчиком проекта выступает ООО «Порт Донузлав» (Черноморский район). Как сообщил журналистам его гендиректор Сергей Рущак, компания обладает достаточными финансовыми ресурсами, чтобы освоить весь объем работ.

 

Источник: Никита Касьяненко газета «День», N 135 6 августа 2003 г.