Братское кладбище с храмом св. Николая – общий памятник русским воинам, павшим при защите города в 1854 – 1855 гг. Перед главным входом стоят 2 дома в готическом стиле здесь жили ветераны войны – смотрители кладбища; ворота оформлены башнями, повторяющими в уменьшенном масштабе храм св. Николая. Мотив пирамиды олицетворял символ постоянства и силы.
Минуя старинные кованые ворота (раньше их фланкировали орудия), посетитель вступает на главную аллею, круто поднимающуюся на вершину холма – к храму. Первое, что он видит, это мраморная колонна, на ней – бюст человека с неправильным, но привлекательным лицом (автор – скульптор Годебский). На колонне – лаконичная надпись: «Хрулеву – Россия». Здесь на почетном месте, прямо у входа, похоронен знаменитый герой осады, генерал-лейтенант С. А. Хрулев (1807 – 1870). Это о нем сказал поэт А. Майков:
«Хрулев! Ты победил любовию солдатской,
Наградой верною достоинствам вождя,
Она нам говорит, что сам с любовью братской
Ты меньших возлюбил, их к чести приводя».
Круто взбирается вверх аллея (к несчастью, она заасфальтирована и уставлена неудачными современными светильниками). Аллею плотно окружают памятники и братские могилы. На кладбище похоронено около 40 тыс. чел. (другие цифры, приводимые путеводителями, ошибочны). Страшно сказать – это население современного большого районного центра!
Лучше всего чувства, охватывающие посетителя Братского кладбища, выразил А. Фет:
«Какой тут дышит мир! Какая славы тризна!
Средь кипарисов, мирт и каменных гробов!».
В 1872 г. Симферопольская инженерная дистанция под руководством инженера-полковника К. Е. Геммельмана разработала 19 не похожих друг на друга проектов памятников на братских могилах. Тем самым была разрешена главная проблема создания мемориального комплекса такого размера – художественного единства ансамбля. Ведь даже сейчас сохранилось 427 братских могил, а первоначально их было, видимо, около 500!
Памятники на индивидуальных могилах чаще скромные – из мраморовидного известняка, но иногда это целые архитектурные постройки. Таков, например, монумент князю М. Д. Горчакову (1793 – 1861), главнокомандующему Крымской армией в 1855 г. Он стоит слева у аллеи на середине подъема. Выполнен в виде часовни с шатровой кровлей, расписанной фресками. Арки над входом опираются на византийские капители изящных колонн, объединенные по 4. Колонны стоят на высоком стилобате по обеим сторонам входа. Памятник сооружен в 1863 г. по проекту А. А. Авдеева, живописные работы выполнял художник М. Н. Васильев, но фрески очень повреждены и нуждаются в немедленной реставрации.
Поднимаясь выше, посетитель проходит мимо группы индивидуальных памятников, среди которых особенно выделяются: мраморный портик на могиле контр-адмирала М. Н. Кумани (архитектор – Б. А. Рожнов, 1890 г.), памятник офицерам и солдатам Волынского полка (архитектор – А. Г. Гронвальд) в виде изящного саркофага из белого мрамора; несколько тяжеловесный монумент над склепом Э. И. Тотлебена (А. Карбоньер, 1890 г.).
Аллея поворачивает вправо, делается положе, и появляется каменная пирамида – храм св. Николая. Нужно сказать, что форма найдена очень удачно – пирамида как бы венчает холм, сообщая законченность этой высоте. Известный историк архитектуры Н. И. Брунов писал: «Благодаря контрастам в пределах спокойного целого, пирамида проникается огромной внутренней жизнью и колоссальной силой воздействия. При большом внешнем спокойствии достигается большое внутреннее напряжение».
В пирамиду вписан однокупольный храм в византийском стиле, на стенах его высечены имена погибших офицеров (правда, далеко не всех), а на наружных гранях помещен список частей гарнизона с указанием числа потерь (убитые, раненые, больные, пропавшие без вести). Внутри храм был украшен фресками, выполненными художниками М. Н. Васильевым, А. Е. Карнеевым, А. Д. Литовченко. Мозаичный образ Христа над входом создан по рисунку известного художника Ф. А. Бруни. Храм заложен 5 (17) сентября 1857 г., окончен в 1870 г., строился по проекту и под руководством архитектора А. А. Авдеева.
К сожалению, живопись из-за сырости в храме просуществовала недолго. В 1886 г. она была заменена смальтовой мозаикой, копирующей сюжеты фресок. Работы выполняли специалисты венецианской мастерской А. Сальвиати по картонам севастопольского художника М. Н. Протопопова.
Во время Великой Отечественной войны в верхнюю часть пирамиды попал снаряд, разрушивший звонницу, диоритовый крест рухнул и раскололся на несколько частей, почти полностью была уничтожена мозаика. Очень пострадало и кладбище (оно неоднократно было полем боя). Исчезли или полуразрушены десятки памятников, разбиты бюсты, выломаны мраморные доски с эпитафиями.
В 1971 г. началась реставрация храма (авторы проекта – И. Л. Шмульсон, В. И. Майко, Т. В. Гусельникова). В настоящее время строительные работы завершены. Происходит реставрация интерьера, которая, однако, внушает серьезные опасения. Дело в том, что восстановить почти полностью утраченную мозаику очень сложно и дорого. Было принято решение снова заменить ее фресками, но при этом повторяется старая ошибка – проектом реставрации не предусмотрено отопление храма, и сырость опять может погубить фрески.
В 1972 г. началась реставрация памятников на кладбище (авторы проекта – В. М. Артюхов, Е. В. Веникеев).
Источник: Е. В. Веникеев. «Севастополь и его окрестности»