ДостопримечательностиРелигияМечети

Большая ханская мечеть (Хан-Джами)

К помещениям дворцовой стражи с востока примыкает самое красивое и нарядное здание Бахчисарайского дворцового комплекса – Большая ханская мечеть (Хан-Джами).

Фланкированный двумя минаретами объем мечети имеет прямоугольный план, близкий к квадрату, что хорошо прослеживается в крыше, вершина которой увенчана шпилем с шарами и полумесяцем. Продольная ось храма ориентирована традиционно: в направлении север – юг. В южном торце – ориентированный на Мекку михраб с окнами по бокам и над ним, в северном – главный вход и ряд окон верхнего яруса. Над входной дверью имеется надпись с упоминанием имени основателя мечети и года постройки (или перестройки): «Селямет-Гирей построил эту великолепную мечеть в 1740 г.». Тут же обозначено и время ее первого ремонта – мощенный плитами дворик с небольшим (около 3 м в диаметре) многогранным бассейном. Бассейн перекрыт куполом из медных листов, внизу облицован беломраморными резными плитами с продетыми в них металлическими трубками, изливавшими чистую воду в мраморный круговой лоток. Здесь происходил обязательный для мусульман ритуал омовения перед входом в храм.

Позже дворик накрыли, заложив арочный вход в него с набережной и надстроив над ним служебное помещение с пристройками, кладовыми и наружной деревянной лестницей. Созданная таким образом хозяйственниками (по нужде, конечно) несуразная, высотой в 2 этажа, «прилипала» к мечети до нелепости исказила первоначальный облик застройки набережной, что должно быть, безусловно, исправлено в процессе дальнейших реставрационных работ. Боковые фасады мечети внизу затенены открытыми галереями с дверью в храм. Галереи образованы широкими стрельчатыми арками.

Интересным акцентом западного фасада мечети является открытая галерея с лестницей на второй этаж, в ханскую ложу. С высокой степенью мастерства выполнены минареты, граненые стволы которых прочно сложены из штучного, хорошо подогнанного камня на свинцовых прокладках.

Интерьер Хан-Джами торжественен и строг. 2 ряда опор, несущих с трех сторон хоры (широкие балконы), делят внутреннее пространство на 3 подпольных нерфа, а в поперечном направлении зал разделяется на 3 зоны, предназначенные для священных действий духовных лиц.

Духовное лицо – имам – восседал перед михрабом на постоянном месте священнодействия, называемом мейраб. Справа от мейраба находился мимбер – красивая золоченая кафедра из орехового дерева, с которой по пятницам читались поучения (хутбе) на арабском языке, сообщались религиозные догматы и предания.

Вымощенный каменными плитами пол устилался египетскими рогожками и разными коврами – намазлыками, на которые становились и садились правоверные творить намаз (молитву).

С высокого деревянного потолка, расшитого по рисунку рейками и расписанного, свисала большая люстра. Стены над михрабом были украшены золочеными надписями.

Главной архитектурной деталью интерьера мечети является михраб – неглубокая ниша сложного очертания в южной стене. И характерным сталактитовым завершением, и богатством выполненной резьбы михраб должен был, как магнит, притягивать взоры творивших намаз, чтобы молящиеся не отвлекались на посторонние вещи и сосредотачивались на одной идее – о Боге, иначе их молитва не будет угодна Всевышнему.

В архитектуре Хан-Джами достигнуто стилевое единство внешних форм и внутренней планировки – экстерьера и интерьера. Она выдержана в характере османского строительного искусства, выросшего на сочетании малоазийских и европейских мотивов. Не забывая сельджукских традиций, турки-османы, начиная с XIV в., широко использовали византийские конструктивные приемы и, соединяя их, создали новую архитектуру и свое стилевое направление, перекочевавшее с ханами в Бахчисарай из Стамбула, где те воспитывались.

Источник: Е. В. Крикун. «Памятники крымскотатарской архитектуры»