В своих религиозных представлениях скифы достигли достаточно высокой степени обожествления сил и явлений природы. Каких же богов почитали скифы? Вот что пишет об этом в своей «Истории» Геродот: «Богов они умилостивляют только таких: больше всего Гестию, кроме того, Зевса и Гею, полагая, что Гея – жена Зевса, после них Аполлона и Афродиту Уранию и еще Геракла и Ареса. Этих богов почитают все скифы. Гестия у скифов называется Табити, Зевс вполне правильно, по моему мнению, зовется Папай, Гея – Апи, Аполлон – Гойтосир, Афродита Урания – Аргимпаса, Посейдон – Тагимасад. У них не принято воздвигать ни изображений, ни алтарей, ни храмов никому из богов, кроме Ареса. Ему же они воздвигают».
Главной богиней скифов была Табити – богиня домашнего очага. В ней воплощалось представление о семейном и родовом единстве. Клятва «божествам царского очага» считалась величайшей клятвой скифов.
Зевс – Папай считался прародителем скифов. Согласно легенде о происхождении скифов, Папай и дочь реки Борисфена были родителями первого скифа – Таргитая. Скифский царь Индантирс в ответе Дарию во время скифо-персидской войны утверждал: «Владыками же своими я считаю только Папая, моего предка, и Апи, царицу скифов».
Гея – Апи, т. е. Земля, олицетворяет землю и воду как одно из основных порождающих начал. А брачные узы Зевса и Геи – это союз неба и земли.
Эта триада – Табити, Папай, Апи – возглавляла пантеон высших скифских божеств. По легенде у прародителей скифов родились 3 сына: Липоксай, Арпоксай и Колоксай, что в переводе с иранского означает соответственно «Гора-царь», «Вода-царь» и «Солнце-царь» – владетели трех основных сфер – земли, воды и неба. При них на землю упали золотые дары: плуг, ярмо, секира и чаша. Когда к золоту подходили старшие братья, оно загоралось, не даваясь в руки; овладеть священными дарами удалось только младшему брату Колоксаю. Поняв значение этого чуда, старшие передали младшему царство. От Колоксая пошел род скифский царей.
В Аполлоне – Гойтосире исследователи видят охранителя скота, победителя чудовищ, лучника, волшебника. Афродиту Уранию – Аргимпасу, т. е. Небесную, считают владычицей умерших, великим божеством жизни и смерти.
Арес – бог войны. Кровавый культ этого божества играл особенно важную роль в жизни скифов, соответственно тому, как велика была роль войны и военного сословия в скифском обществе. Об этом наглядно свидетельствует хотя бы тот факт, что скифы воздвигали святилища из всех божеств только одному – именно Аресу.
Источник: В. П. Дюличев. «Рассказы по истории Крыма»