Одна из дверей Фонтанного дворика Ханского дворца в Бахчисарае ведет в летнюю беседку, или Альгамбру, названную так по имени мавританского дворца в Испании, славившегося беседками и фонтанами. Созданная тем же Омером, Альгамбра– квадратного плата павильон с круглыми колоннами, несущими на второй этаж. Потолок деревянный, расписной, пол мраморный, с квадратным бассейном и фонтаном посредине, тоже из белого мрамора, изукрашенного в наружных плоскостях растительной резьбой тонкой работы.
Первоначально беседка имела решетчатое ограждение, была увита виноградом и розами, так что воздух свободно струился сквозь решетку, охлаждаясь и увлажняясь струями фонтана, наполнял беседку ароматами экзотических цветов благоухающего рядом Бассейного сада. В начале XIX в. по очередном ремонте утерянные решетки заменили цветным остеклением, обновили и переделали потолок. Но и в таком виде современный интерьер Альгамбры – один из интереснейших во дворце.
Из Летней беседки через боковую дверь можно попасть в Бассейный садик. В этом, отгороженном с трех сторон высокой каменной стеной райском уголке, полном света, цвета и тишины, благоухают розы, тихо «плачет», нагоняя меланхолию, беломраморный фонтан – дубликат знаменитого фонтана Слез. Время здесь как будто замеляет свой ход.
Широкая деревянная лестницы ведет из Фонтанного дворика на второй этаж, в Посольский зал, высокий и просторный – одно из наиболее парадных помещений дворца. По старым свидетельствам, пол в зале был мраморный, покрытый чистыми циновками, деревянный потолок расписан голубым цветом с золотом и отделан столярными мозаичными украшениями. Пространство зала делилось на 2 части. В приподнятой правой было устроено устланное коврами тронное место, где восседал хан во время польских приемов.
Парадная дверь в конце зала приводит в гостиную хана Крым-Гирея, называемую и Фруктовой беседкой, и Золотым кабинетом. Интерьер гостиной – лучший и наиболее оригинальный в Хан-Сарае. Здесь нашли применение почти все средства пышного, провинциально трактованного барочного стиля, занесенного сюда в XVII в. через Стамбул из Франции. Два яруса витражных окон заливают с трех сторон помещение золотисто-розовым светом. В четвертой стене – входная дверь, высокий камин, встроенный шкаф. Стены расписаны архитектурными деталями с позолотой, лепными алебастровыми вставками, изображающими раскрашенные под натуру фрукты в вазах (отсюда и название) – яблоки, груши, персики, виноград, сливы. Пол гостиной покрыт коврами, у стен – мягкие сплошные диваны с золотистыми бархатными подушками; с резного деревянного потолка с высокими падугами – характерная черта барокко – свисает хрустальная люстра…
При расчистке средней стены и карниза вскрыта роспись второй половины XVIII в. работы Омера. Под карнизом сохранилась арабская вязь, поэтически восхваляющая «родник кротости и великодушия». Лишь Кофейная комната главного корпуса Хан-Сарая уступает отделкой и размерами Золотому кабинету.
Источник: Е. В. Крикун. «Памятники крымскотатарской архитектуры»