Пример совершенства чистых конструкций, организованных в интересный многокупольный объем, хорошо просматривается в одном из наиболее ранних общественных зданий Бахчисарая – бане Сары-Гюзель, которая была заложена в 1532 г. в ознаменование вступления на престол хана Адыль-Сахыб-Гирея, о чем свидетельствует надпись над одним из входов. Этот хан прославился тем, что, принуждая татар-кочевников к оседлой жизни, велел изрубить их кибитки. Сооружение бани по тем временам было значительным событием в жизни местного населения. Это был своего рода клуб, куда приходили не только мыться, но и проводить время в беседах, обмениваться новостями, устраивать деловые встречи, отдохнуть и развлечься.
Обращенная входом к улице, Сары-Гюзель состояла из мужского и женского отделений. Перед каждым отделением имелись крытые дворики с фонтанами и скамьями для отдыха. Перекрытые куполами помещения моечных освещались отверстиями в куполах, напоминающими звезды и полумесяцы. У стен были мраморные скамьи для мытья. Горячая и холодная вода поступала в моечные по свинцовым трубам. Обогревалась баня сложной системой отопительных каналов, расположенных в массивных стенах или подполом. Отопительно-охладительное устройство позволяло нагреть или «простудить» баню, по желанию. Воды на каждого хватало предостаточно. Ощущение повышенного комфорта способствовали прекрасные интерьеры моечных. Своды и купола, прочно покоясь на размеренных стрельчатых конхах, цедили пучки дневного света, создавая иллюзию сказочного звездного неба.
Банщиками мужской половины служили 10 – 15-летние мальчики – абхазские, грузинские, русские, польские – в шелковых фартуках, к подолу которых подвешивались волосатые перчатки для мытья гостей, с благовонным кадилом в щегольски накрашенных хной руках, важничающие, «словно павлины». Женщинам прислуживали соответственно наряженные девочки-подростки, возможно, сестры малолетних банщиков.
Источник: Е. В. Крикун. «Памятники крымскотатарской архитектуры»