Города и курортыЗападный КрымБалаклава

Балаклавская бухта

Балаклавская бухта – восьмое чудо света. Во всяком случае, в этом убеждены местные жители, которые считают ее красивейшей бухтой планеты. Это действительно один из самых живописных уголков Земли. Чудо, с которым многие даже выросшие на берегу моря люди встречаются в Балаклаве впервые, - это постоянное спокойствие воды в бухте, как бы ни бушевала стихия в открытом море. Это связано с уникальной природной формой Балаклавской бухты - в виде английской буквы S. При этом бухта достаточно глубока, чтобы здесь, вплотную к берегу, размещались большие военные корабли.

Благодаря непрекращающемуся штилю набережная имени Назукина находится почти на одном уровне с водой. Точнее, находилась до 2004 года, когда на 2600-летие Балаклавы набережную вымостили современной брусчаткой и она несколько поднялась над морем.

Ощущение рыбацкого посёлка, воспетого Куприным, сохраняется в коренастых домиках и многочисленных яликах. Хотя инфраструктура туристического бизнеса развивается стремительно: первые этажи всех центральных зданий уже занимают бары и магазины, зимовка яликов стала проходить в соседстве дорогостоящих частных катеров. Что вы увидите в Балаклаве, попав сюда следующим летом, ещё загадка.

Загадочно многое не только в будущей, но и в прошлой истории Балаклавы, которая древнее самого Херсонеса. Благодаря уже описанным нами выше своим исключительным природным достоинствам бухта ещё в древности была населена таврами. А так как археологически доказано, что тавры населяли Южный берег Крыма с начала первого тысячелетия до н.э., то маленькая Балаклава вполне может претендовать на звание одного из древнейших городов мира. Древние греки, поселившиеся здесь в 422-421 годах до н.э. и столкнувшиеся с местными обитателями, дали первое дошедшее до нас название этому месту: Сюмбулон-лимне, что значит "бухта знаков, символов, предзнаменований". Считается, что название происходит от обычая тавров (известных пиратов древности) жечь ночью костры на берегу с целью завлечь проплывающее мимо судно. Судно грабили, а незадачливых мореходов приносили в жертву главной богине тавров - Деве.

Дальнейшие события, в том числе приход римлян, принадлежат к неясному и загадочному периоду в жизни Балаклавы. Прерванный ход истории можно восстановить только начиная с 1357 года, когда Балаклава находится уже во владении генуэзцев.

В этом году, как повествует сохранившийся латинский текст, здесь была возведена церковь. (Примечательно, что здание этой церкви сохранилось до наших дней и является самым старым в Балаклаве, хотя ловко скрывает свой возраст за вполне классицистическим портиком - позднейшей пристройкой. Сейчас это Церковь Двенадцати апостолов.) Правда, законность генуэзскому пребыванию в Балаклаве придал только заключённый с крымским ханом в 1380 году мирный договор. В названии, данной генуэзцами своей крепости, - Чембало - сохранилось звучание древнегреческого Сюмболон. Несмотря на то, что столица генуэзских владений находилась в Кафе (нынешняя Феодосия), в колониальном уставе 1449 года только для Чембало была предусмотрена должность пушкаря: значит, именно здесь, на самом западном краю колонии, могло находиться тяжёлое оружие. Это говорит о большой стратегической важности крепости.

Левый берег Балаклавской бухты венчается Крепостной горой, на которой и находилась крепость Чембало. Остатки башен, которых ещё в первой половине 19 века насчитывалось двенадцать, заметны уже с набережной и интригуют любого, впервые попавшего в Балаклаву. Подняться к ним не составляет труда, к тому же по случаю уже упоминавшихся празднеств в сентябре 2004 года территория вокруг нижней башни была окультурена, сделана смотровая площадка. Вид на Балаклавскую бухту открывается по-разному с разных точек Крепостной горы, поэтому советуем дойти до главной, наиболее сохранившейся башни-донжона. Она находится на вершине горы. Эта башня сделана "с юбкой", то есть стены цокольного этажа имеют форму усечённого конуса, что сводило на нет опасность таранного удара. В самом же цокольном этаже находилась цистерна - главный накопитель и распределительный резервуар. Вода в него поступала самотёком по керамическим трубам из источника, находившегося выше крепости на склоне соседней горы, а уже отсюда начиналась сеть водоснабжения крепости. О качестве строительства средневековой крепости говорит следующий факт: в 1927 году, когда произошло знаменитое ялтинское землетрясение и многие дома в самой Балаклаве серьёзно пострадали, в крепости не упал ни один камень.

От крепости Чембало менее часа ходьбы до двух пляжей - Ближнего и Золотого. Заметим, что многие туземные жители, из краеведов и любителей балаклавских традиций, очень не любят, когда Ближний пляж называют Серебряным или Золотой - Дальним. С тропы можно видеть так называемую "Бочку смерти". Она находится над обрывом горы Аскети (по преданию, когда-то на её вершине жил отшельник-аскет).

Это плод извращённой фантазии эсесовцев: в бочку загоняли пленных, открывали дно, и люди падали вниз. Кроме "Бочки смерти", на таком большом расстоянии выглядящей совсем не устрашающе, внимание путешественников будет занимать великолепная, сродни Южнобережной, природа этих мест. В пользу балаклавских пляжей можно сказать, что севастопольцы предпочитают их городским.

Побережье здесь, как и на ЮБК, не песочное - берег покрыт галькой. Хотя причал есть только на Золотом, катер заходит на оба пляжа, правда, его расписание изменяется в зависимости от поры лета и количества отдыхающих. Попасть на пляжи можно и на традиционном ялике. Участок прибрежной полосы за Золотым пляжем называется Инжир: он состоит из небольших уютных пляжиков, где можно уединится в относительной дали от цивилизации.

Вернёмся в Балаклаву, чтобы бегло завершить рассказ о её истории. Своё новое имя Балаклава получила после завоевания турками в 1475 году, став называться "Балык-юве" или "рыбье гнездо". Однако, первым тюркское название Балаклавы упоминал ещё Афанасий Никитин в своём "Хожении за три моря", употребив несколько другой топоним: "Балыкая" или "рыбья скала". Некоторое время, при турках, Балаклава существовала как крупный центр кораблестроения и место заточения крымских ханов, однако к 18 веку пришла в полное запустение. В 1773 году здесь происходит так называемый Балаклавский морской бой, в котором 2 русских корабля с 32 орудиями одерживают победу над 4-мя турецкими с 164 орудиями, а в следующем году, после заключения Кючук-Кайнарджийского мирного договора, балаклавское побережье занимают казаки с целью охранять его от турецких высадок. В 1787 году Балаклаву посетила Екатерина Великая - и была потрясена торжественной встречей конного отряда из 100 балаклавских гречанок-"амазонок", организованной Г.А.Потёмкиным.

В годы Крымской войны в Балаклаве была проведена первая в Крыму железная дорога: иронией судьбы её строителями оказались тогдашние враги России англичане, использовавшие её для доставки грузов в своё военное депо на Максимовой даче прямо с прибывавших кораблей. После войны железная дорога, построенная, кстати, в невероятно быстрые сроки - всего за семь недель, была разобрана и продана туркам. Ещё во время войны же у входа в Балаклавскую бухту затонул английский корабль "Чёрный принц", якобы гружёный золотом. Правда, таким зловеще-романтическим определением судно обросло уже после войны, как и историей об оставленном в море кладе, тогда как на самом деле его груз был гораздо более прозаичен: одежда, медикаменты, продовольствие. Но это известно сейчас, а на рубеже веков множество авантюристов пыталось найти "Чёрный принц". А когда в 20-х годах весть о балаклавском золоте дошла до советского правительства, им была немедленно организована ЭПРОН - Экспедиция подводных работ особого назначения. Правда, всё, что удалось найти от мифического клада - это пять золотых монет. А самый знаменитый эпизод Балаклавского сражения 1954 года описан Альфредом Теннисоном в его хрестоматийном стихотворении "Атака Лёгкой бригады".

Гибель английских гусар под Балаклавой - это захватывающая кровь история о беззаветно смелом, но обречённом на провал предприятии.

А с конца 19 века Балаклава уже начинает развиваться как курорт: здесь строятся дачи князей Юсупова и Гагарина, графа Нарышкина и пр., открыта грязелечебница. Во время великой отечественной войны Балаклава была пострадала мало, но долгое время была закрыта для посещениия. Поистине грандиозное сооружение, оставшееся в Балаклаве со времён "холодной войны", - подземный завод по ремонту подводных лодок на правом берегу бухты. Строительство подземного комплекса началось в 1957 году. Основные работы, проходившие в сверхпрочном скальном грунте, выполнили строители московского метрополитена. Укрыть подводные лодки в случае ядерной войны - таково одно из назначений этого уникального фортификационного сооружения. Там есть также искусственный морской канал и сухой док. Вход в подземный комплекс замаскирован, но место, где он находится, прекрасно просматривается с генуэзских башен. В когда-то секретном месте, фигурировавшем в документах как объект 825 ГПУ, теперь открывается музей, который может посетить любой желающий. Так что интересно не только в Балаклаве, но и под Балаклавой.

И самое последнее, но самое важное: добраться от Севастополя до Балаклавы можно за полчаса, на автобусе или маршрутке. Удачного пути!

 

Александр Григорьев