Республика КрымИсторияИстория Крыма

Балаклава во время Крымской войны

К 50-летию Севастопольской обороны на высоте Араб-табиа (Арабская крепость), на которой находился редут № 3, был открыт русский памятник Балаклавскому сражению, разрушенный в годы Великой Отечественной войны. Проект его в 1901 г. разработал подполковник Ф. Н. Бранцев, позже он был переработан Н. А. Пермяковым. Недалеко от него стоял малоизвестный, ныне утраченный памятник гусарам Балаклавского сражения. Не успели англичане прийти в себя от потери своей конницы, как их настигла еще одна беда. 2 ноября 1854 г. на Черном море разразился ураган невиданной силы. Мощный юго-восточный ветер с дождем и градом все сметал на пути, ливень затопил траншеи, палатки в лагерях союзников были снесены. На Балаклавском рейде разбились 11 военных судов и транспортов. Именно тогда остался навсегда на дне моря гордость Великобритании – винтовой пароход «Принц», доставивший в Балаклаву теплое обмундирование, припасы и секретное оружие для взрыва затопленных русских судов, заграждавших вход в Севастопольскую бухту. Современники сравнивали ураган с неудачным сражением для союзников, которые в те дни всерьез подумывали о снятии осады Севастополя.

Холодная погода, отсутствие достаточного количества теплой одежды, топлива, палаток, медикаментов сильно отразились на физическом и моральном состоянии союзников, особенно англичан и турок: развились эпидемии, увеличилась смертность. Умерших от ран и болезней хоронили на склоне Кефало-Вриси и в конце бухты на восточном берегу.

Только прибытие в начале 1855 г. из Англии в Балаклаву отряда сестер милосердия под руководством Флоренс Найтингейл (1820 – 1910) облегчило участь больных и раненых английской армии. Ряд историков назвали ее первой в мире сестрой милосердия, которая стала оказывать помощь раненым на поле боя. Истинно же первой, хотя и не признанной официально, сестрой милосердия была Даша Севастопольская (Дарья Лаврентьевна Михайлова), которая еще в сентябре 1854 г. перевязывала раненых в сражении на реке Альма.

Но, безусловно, Ф. Найтингейл была энергичной, смелой женщиной, преодолевшей многие трудности на пути к достижению своей цели. К. Маркс в статье «Британская армия» писал: «На месте не нашлось ни одного мужчины, обладавшего достаточной энергией, чтобы разорвать эту сеть рутины и действовать на свою ответственность, руководствуясь требованиями момента и вопреки регламенту. Лишь одно лицо осмелилось это сделать, и это была женщина, мисс Найтингейл. Убедившись, что необходимые вещи находятся на складе, она, как сообщают, взяла с собой нескольких смельчаков и совершила самую настоящую кражу со взломом со склада ее величества».

В 1912 г. Международная конференция Красного Креста учредила медаль ее имени, которую присуждают один раз в два года медицинским сестрам всего мира, особо отличившимся на войне или в спасении раненых во время стихийных бедствий.

Английский автор так описывает один из дней в лагере осенью 1854 г.: «В настоящую минуту дождь идет как из ведра, небо черно, как чернила, ветер воет над колеблющимися палатками, траншеи превратились в каналы, в палатках вода иногда стоит на целый фут, у наших солдат нет ни теплой, ни непромокаемой одежды... Самый жалкий нищий, бродящий по лондонским улицам, ведет роскошную жизнь в сравнении с британскими солдатами...»

Недостаток транспортных средств и плохие дороги затрудняли доставку орудий и боезапасов к позициям англичан, которые с зимы 1855 г. стали вести осадные работы только против третьего русского бастиона. Тогда англичане решили оборудовать базу со всей обстоятельностью. В январе 1855 г. из Англии доставили 1800 тонн рельсов, 6000 шпал, 300 тонн досок и локомотивы. 8 февраля началось строительство первой в Крыму железной дороги. Уже через 7 недель работа была завершена. Рельсовый путь протянулся по обоим берегам Балаклавской бухты, по долине до деревни Кады-Кой, поворачивал на запад, огибая небольшой холм, затем на север – до главной квартиры английской армии – и заканчивался у Воронцовской дороги. Построенная позже еще одна ветка отделялась к подножию горы Гасфорта, где находилась главная база сардинских войск, прибывших на помощь союзникам в Балаклаву в первой половине мая 1855 г. Крутизну некоторых возвышенностей паровозы преодолеть не могли. Тогда локомотивы поставили в верхней части крутых подъемов, их двигатели приводили в движение барабаны с тросами, с помощью которых и вытаскивали грузовые составы. На остальном пути вагонетки и платформы передвигались мулами и лошадьми. После войны англичане разобрали железную дорогу общей протяженностью около 8 миль и продали Турции.

Англичане построили в Балаклаве набережную (ныне Набережная Назукина), в Георгиевском монастыре устроили телеграф для сообщения с Варной, в Кады-Кое соорудили магазины, гостиницы, увеселительные заведения, провели шоссейную дорогу к главной квартире Английского главнокомандующего, которая находилась на хуторе генерала Бракера (у 5-го километра Балаклавского шоссе, в 300 м от перекрестка дорог, ведущих на городское кладбище и из Балаклавы в Камышовую бухту). Это место памятно еще и тем, что здесь 16 июня 1855 г. умер лорд Раглан.

Используя древние сооружения, англичане расширили старую генуэзскую дорогу, ведущую к их укреплениям на правом фланге базы, починили старинный водопровод, шедший по Кефало-Вриси. Он снабжал водой всю английскую базу.

Любопытное ее описание оставил участник обороны Севастополя Н. Крыжановский. «Самый поверхностный осмотр Балаклавы, обращенной, так сказать, в предместье Ливерпуля, до крайности интересен во всех отношениях. При виде значительного числа судов самых больших рангов, наполнявших бухту Балаклавы, при взгляде на длинную набережную, поставленную на том месте, где так недавно еще была одна песчаная отмель, на все пересекающиеся железные дороги, на целый ряд огромных магазинов, из коих несколько было железных, на все машины и устроенные уже заведения, на которых приготовляли хлебы, гвозди и все потребности армии, на улицы домов, целиком привезенных из Англии, и, наконец на многочисленные толпы английских простолюдинов, нанятых и привезенных сюда частными людьми; вспомнив, кроме того, что не более, как за два года перед сим, на том же месте, постоянно мирном и пустынном, жило без всякого шума несколько сотен греков, занимавшихся рыбною ловлей, с невольным ужасом помышляешь о страшном могуществе золота и богатства, о неимоверных расходах, сопряженных с войною, и обо всем, что, на те же деньги, можно было сделать истинно полезного и великого...»

Шесть бомбардировок и два штурма севастопольских укреплений предприняли союзники за 349 дней осады. 27 августа 1855 г., после падения Малахова кургана, русские оставили южную часть города. Но надежды союзников на то, что с отходом русских войск они получат базу Черноморского флота для своих дальнейших военных операций, не оправдались. Вход в Севастопольскую бухту по-прежнему преграждали затопленные суда, Константиновская и Михайловская батареи. Расположившаяся вдоль северного берега Севастопольской бухты и далее на Инкерманских и Мекензиевых высотах русская армия не давала возможности союзникам перейти к активным военным действиям по захвату Крыма. 30 марта 1856 г. в Париже был заключен мирный договор: Севастополь, Балаклаву и другие захваченные города возвратили России в обмен на взятую в ходе Крымской войны крепость Каре. Россия обязывалась не иметь военного флота на Черном море, которое было объявлено нейтральным, открытым для торговых судов всех стран.

Ровно через три месяца после заключения мира, 30 июня 1856 г., в 7 часов утра английские суда с войсками вышли из Балаклавской бухты. Перед уходом из Крыма союзники ограбили все, что было можно. Участник обороны П. В. Алабин писал: «Английские корабли грузятся снарядными осколками, собираемыми в городе, артиллерийскими орудиями и даже гранитом домов и набережных. Французы взяли свои трофеи, и только. Англичанам мало трофеев, им нужна прибыль: чугун осколков, свинец пуль, гранит набережных и надгробных памятников, захваченных на севастопольских кладбищах, – все пойдет в дело. Кажется, англичане, если бы могли, увезли с собой все развалины Севастополя, Малахова кургана и бухту».

Англичане вывезли 875 чугунных орудий, 3 – даже приведенных в негодность, и 89 бронзовых стволов, несколько пушек утонуло в бухте. Вмонтированные в бетон стволы орудий, используемые как кнехты на Набережной Назукина, и сегодня напоминают о событиях Крымской войны.

В годы Великой Отечественной войны было разрушено английское кладбище, находившееся в 3 километрах от Севастополя по Воронцовскому шоссе (старой Ялтинской дороге), в 500 м южнее дороги. Возвышенность, на которой в 1882 г. по разрешению русского правительства было окончено благоустройство кладбища, называют также Кеткартов холм – по имени генерала Кеткарта (Каткарта), погибшего в Инкерманском сражении 24 октября 1854 г. Там же были похоронены английские генералы Гольди, Кемпбел, Торрес и другие, а также родственник У. Черчилля – так же, как и его знаменитый потомок, – представитель семьи герцогов Мальборо, погибший в Балаклавском сражении. В феврале 1945 г. премьер-министр Великобритании, находясь в Крыму на Крымской (Ялтинской) конференции, посетил английское кладбище.

Место бывшего английского некрополя будет обозначено памятным знаком.

Маршрут экскурсии: автобусом № 9 до пл. Первого мая, по Набережной Назукина, к генуэзским башням. Затем – спуститься вниз, в Кефало-Вриси, по английской дороге вернуться на пл. Первого мая. На автобусе № 8 доехать до высоты Араб-табиа (до поворота на шоссе Севастополь – Ялта) – осмотр английского памятника Балаклавскому сражению, остатков русского памятника этому же сражению и Балаклавской долины (место сражения). Время экскурсии – 3 – 4 часа.

 

Источник: В. Шавшин. «Балаклава»