Республика КрымКультура и искусствоЖивопись

«Бахчисарайский фонтан» в творчестве Вардгеса Суренянца

Суренянц шел к Пушкину долго. Свежи были в памяти детские зарисовки Бахчисарайского фонтана. Являясь участником археологической экспедиции профессора-ираниста Петербургского университета В. А. Жуковского в Персию в 1885 – 86 гг., Суренянц в городах Шираз, Исфахан имел возможность наблюдать жизнь восточных женщин, постичь нравы, традиции и быт гарема. Совершая в 1897 г. путешествие в Испанию, он изучает мавританскую архитектуру, используя эти наблюдения при зарисовках Бахчисарайского дворца, ибо, как писал в своем «Путешествии по Тавриде», изданном в 1823 г., Муравьев-Апостол: «Бахчисарайский дворец – это таврическая альгамбра».

Над иллюстрациями «Бахчисарайского фонтана» художник работал около 3 лет, из них, по воспоминаниям поэта Александра Цатуряна, дружившего с художником и жившего в те годы в Ялте, Суренянц 3 месяца провел на месте, в Бахчисарае, тщательно изучая элементы самого дворца и все то, что связано с былью и легендами, на основе которых создавалась поэма. Свою работу он посвятил Айвазовскому.

…На первом плане – еще действующий Фонтан слез и главные герои – Зарема, Мария, хан Гирей. Очень удачны зарисовки евнуха – самой важной персоны любого гарема. Значительное место в графическом оформлении поэмы занимают заставки и концовки к страницам. Они хорошо соотносятся с текстом, представляя интересный историко-этнографический материал. «Бахчисарайский фонтан» в иллюстрациях Суренянца – замечательный памятник книжного искусства конца XIX в., соединивший на крымской почве три культуры: традицию, быт и нравы Крымского ханства, вершину русской словесности и многовековое искусство армянской книжной графики. Отрадно также, что именно в Крыму «Бахчисарайский фонтан» в иллюстрациях Суренянца факсимильным изданием возвратился к современному читателю. Выпущена книга в новой юбилейной серии «Крымская пушкинская библиотека», приуроченной к 200-летию со дня рождения великого поэта России.

Проходят годы. Многое сглаживается и стирается в людской памяти. Но новые поколения бережно хранят дворец и фонтан, где 6 сентября 1820 г. Пушкин, сорвав с карликового куста колючую ветку с двумя пышными алыми цветками, опустил две розы на влажный мрамор, иссеченный арабесками. И родилась бессмертная поэма о великой любви.

 

Источник: Д. Лосев. «Крымский альбом-1999»