Время, войны и пожары не оставили ничего от былого великолепия летней ханской резиденции Ашлама-Сарай. Дворцовый комплекс, вероятно, состоял из деревянных павильонов, сгруппированных в блоки и отдельно стоящих среди парка, прекрасно устроенного и ухоженного. О былой его красоте можно судить по известным воспоминаниям склонного, правда, к преувеличениям Эвлия Челеби. Делясь впечатлениями о посещении ханского сада Ашлама и дворца Ашлама-Сарай, Челеби сообщает, что в саду возвышались позолоченные, украшенные дома, а также небольшие дворцы, многочисленные беседки и павильоны, что все это похоже на дворцы китайского царя, и что остатки бассейнов с водой, фонтанов, колодцев и дворов (или двориков), сооруженных различными ханами, напоминают замок Хавернак (в Иране).
Садово-парковой архитектуре не уступала, должно быть, и дворцовая, где, конечно же, приложили руку «знаменитые специалисты со всех стран». Один из них точно известен: итальянский зодчий Альвизе Нове, которого прозвали на Руси Алевиз, или Фрязин Новый.
Больше года проработал Фрязин в Ашлама-Сарае и, надо полагать, успел создать за это время немало интересного, но сохранилась лишь Железная дверь (Демир-Капу), построенная в 1503 г. в ренессансном стиле, позже перенесенная в Бахчисарайский дворец и ныне именуемая там Порталом Алевиза.
Удовлетворенный работой итальянского мастера, Менгли-Гирей отпустил его к Ивану III с письмом, в котором хвалил Алевиза.
По приезде в Москву Алевиз Новый построил в 1505 – 1509 гг. Знаменитый Архангельский собор в Кремле, служивший успальницей великих князей, а позднее русских царей. В наружной отделке собора применены классические ордера и ренессансные детали, до этого на Руси не встречавшиеся.
В комплекс дворцовых построек в Салачике вхродили мечеть, медресе и баня. По свидетельству Челеби, «великолепно построенная» баня примыкала к медресе Зинджирлы, а за дорогой, ведущей к бане, стоял старый дворец, представляющий собой малую крепость. Внутри крепости стоит мечеть с двумя маленькими минаретами. Судя по размерам, минареты были декоративными, чисто символическими.
По пути к дворцу Челеби встретится «чудесный павильон справедливости», покрытый досками, украшенный полумесяцем из чистого золота». Над дверью – хронограмма. В закрытом на замок здании, где раньше заседали ханы, проводя собрания Совета, как свидетельствует путешественник, «сейчас помещается склад оружия, хранится много предметов, принадлежащих некогда ханам».
В настоящее время в Салачике, нынешнем Староселье, на территории нынешнего ханского дворца размещаются строения Дома-интерната инвалидов. Но лишь 2 старинных здания бывшего дворцового комплекса могут рассказать современному посетителю сих мест о себе и о своем времени: медресе Зинджирлы и дюрбе Хаджи-Гирея. Остальное навсегда утеряно.
Источник: Е. В. Крикун. «Памятники крымскотатарской архитектуры»