На северных берегах Чёрного моря, в частности в Крыму, с глубокой древности перекрещивались сухопутные и морские дороги. Здесь причудливо переплетались пути многотысячелетней истории человечества, здесь формировались, устраивали свои кочевья, оседали, смешивались различные племена и народы. Не случайно поэтому в Крыму так много археологических памятников.
По обилию и разнообразию памятников материальной культуры Крым может служить своего рода лабораторией для изучения условий жизни человека на разных ступенях его развития.
Из следов первобытного человека на Южном берегу известно немало находок. Это – примитивные кремневые орудия труда, охотничьи стойбища и пещерные стоянки палеолитического, мезолитического и неолитического человека, могильники Гаспры, горы Кошки у Симеиза и другие, относящиеся к эпохе раннего железа.
Древнейшие стоянки и поселения людей, найденные на Крымской земле, относятся к IV- III тысячелетию до н.э.
На территории полуострова жили тогда племена четырёх основных культур того времени: ямной, кемиобинской, катакомбной и срубной.
Племена ямной, катакомбной и срубной культур названы по типам оставленных ими могил – простых ям, катакомб, срубов.
Что касается кеми-обинцев, они получили своё условное название от раскопанного в 1957 г. кургана Кеми-Оба (вблизи Белогорска).
Курганы – очень характерное явление для южнорусской равнины, Тамани, Северного Кавказа, Нижнего Поволжья и Крыма.
В Крыму наибольшее количество курганов известно на Керченском полуострове и Тарханкуте. Немало их и в центральной части полуострова, а также в предгорьях.
Издревле курганы были местом захоронения и представляли собой надмогильную насыпь из земли и камня полушаровидной формы. Одновременно они служили сторожевыми и наблюдательными пунктами, указателями дорог, ориентирами.
Курган Кеми-Оба состоял из двух малых курганов. Под каждой из этих первичных насыпей раскопками выявлены каменные сооружения. Одно из них полусферической формы, другое – высотой 2м и диаметром 5м – конусообразной. Под обоими сооружениями находились большие погребальные ящики из толстых, тщательно подогнанных дубовых стволов, обработанных каменными орудиями. Археологами установлено, что это захоронение относится к концу III тысячелетия до н.э.
Любопытен с архитектурной точки зрения и другой памятник той же культуры – курган Курбан-Байрам, раскопанный близ Красноперекопска. В высоту курган достигал 6м, а в диаметре 53м. Раскопки показали, что курган был местом захоронения знатного «кеми-обинца», вождя племени, в эпоху ранней бронзы – около 4 тыс. лет назад. На вершинах курганов более позднего времени нередко стояли изваяния – так называемые каменные «бабы».
Богатые курганы скифского времени на Керченском полуострове прославились на весь мир своими замечательными каменными и земляными склепами самой разнообразной формы. Это поистине удивительные произведения древней архитектуры и искусства.
Интересный курган раскопали в 1960 году у Евпатории: его «полы» обложены большими каменными плитами.
На небольшом кемиобинском кургане у села Казанки близ Бахчисарая стояла антропоморфная (напоминающая фигуру человека) стела.
Насыпи более поздних курганов (2,5-2 тыс. лет до н.э.) имели облицовку из камней или дерева, были одеты в каменные панцири, несли на себе широкие цветные пояса из глины, окружались глубокими рвами. Их вершины нередко венчали большие вертикально стоящие камни – менгиры, примитивные изваяния человеческих фигур. Эти большие каменные плиты, оттёсанные в виде человеческой фигуры, где выделена голова, плечи, пояс, представляли собой первую попытку создать образ человека в монументальном искусстве Причерноморья в конце III тысячелетия до н.э.
Древнейшие знаки и изображения, найденные на полуострове, относятся к концу IV тысячелетия до н.э. В 1935 году на правом берегу реки Кача, на склоне Таш-Аир, археологи обнаружили наскальные изображения, растянувшиеся десятиметровой полосой шириной до ½ м. Хотя рисунки эти и оказались сильно разрушенными природой, от них всё же остались кроме бесформенных пятен, три группы изображений из 35 фигур. Этой своеобразной записи событий из жизни племени, жившего в долине Качи, ни много ни мало, более 4,5 тысяч лет. На этих высеченных на камне и подкрашенных охрой и соком растений рисунках изображены фигуры вооружённых и безоружных людей, звери, повозки…
Древние кеми-обинцы оставили памятник, свидетельствующий о характере их занятий, - изображения различных сельскохозяйственных орудий и упряжки быков. Этот единственный пока рассказ о земледелии эпохи бронзы дошёл до наших дней на большой известковой плите, найденной в 3 км от Симферополя. Длина её 107 см, ширина 70 и толщина 15 см.
Нельзя обойти стороной одну особенность кемиобинского погребального обряда. Кеми-обинцы, хороня усопших в каменных или деревянных ящиках, нередко расписывали внутренние стены гробниц геометрическими узорами, нанесёнными красной, чёрной и белой краской.
Самый древний после окончания кемиобинской культуры народ, населявший Крым и передавший векам своё имя – киммерийцы: они обитали здесь на рубеже II и I тысячелетия до н.э. и оставили после себя много памятников.
Основными обитателями горного Крыма античная традиция называет тавров. До наших дней сохранились и были исследованы остатки укреплённых убежищ и жилых построек тавров, их гробницы (кромлехи) – кольцеобразные ограды из вертикально поставленных камней.
Накапливающийся археологический материал привёл к выделению особой культуры, названной кизилкобинской - по месту первых находок в районе Красных пещер – Кизил-Коба. Её носители жили там же, где и тавры, - в предгорьях, примерно в то же самое время – в течение I тысячелетия до н.э. Они занимались земледелием и отгонным скотоводством. Однако в культуре этих народов оказались существенные различия – так, у кизил-кобинцев керамика украшена геометрическим орнаментом, у тавров он отсутствует. Разным был и погребальный обряд. Тавры хоронили покойников, судя по найденным могильникам, в небольших курганах, в могилах катакомбного типа, в вытянутом положении на спине, головой на запад; вторые – в каменных ящиках, присыпаемых землёй, в скорченном положении на боку, головой обычно на восток. В гробницах и тех и других археологи нашли различные орудия труда – в основном каменные и костяные, потому что к этому времени люди были еще бедны металлами. Однако нашлись бронзолитейные украшения. Железные изделия встречались очень редко.
Найденные таврские укрепления отличаются ярко выраженным своеобразием: стены из необработанных камней, сложенных насухо, иногда с башенными выступами без внутренних камер, примыкают к скалам, образуя одно целое с горным ландшафтом.
В первой половине V века до н.э. на берегах Чёрного моря возникают два самостоятельных греческих государства. Одно из них – демократическая рабовладельческая республика – Херсонес (полуостров) Таврический, в состав которого входили земли западного Крыма (Керкинитида – Евпатория, Калос-Лимены – Черноморское). Херсонес укрывается за мощными каменными стенами. Он был основан на месте таврского поселения греками из Гераклеи Понтийской. Другое – Боспорское автократическое государство, столицей которого стал Пантикапей («путь рыбы») Акрополь этого города находился на горе Митридат, а неподалеку археологи раскопали знаменитые курганы Мелек-Чесменский и Царский. Внутри этих курганов обнаружены каменные склепы, уникальные памятники боспорской архитектуры.
Под мощным натиском гуннов в IV веке нашей эры готы, занимавшие тогда весь степной Крым, были вынуждены уйти в гористые места Крыма, где постепенно смешались с потомками тавро-скифов. К историческим памятникам того периода относятся так называемые «пещерные города», расположенные в Бахчисарайском районе и в зоне Севастополя. До «пещерных городов» легко добраться из Бахчисарая. Забылись их первоначальные имена, заплыли землёй и поросли лесом их развалины, и только вырубленные в известняке пещеры, храмы, лестницы, колодцы стойко сопротивляются сегодня действию всеразрушающего времени. Пещеры, загадочно зияющие в верхней кромке известняковых обрывов, - эффектный, запоминающийся, но, по существу, чисто внешний признак, механически объединивший поселения начала тысячелетия и средневековья. Среди них преобладают небольшие по площади укрепления – феодальные крепости-замки: Бакала, Тепе-Кермен, Кыз-Куле, Каламита, Сюреньская крепость; сюда же относятся и монастыри – Успенский, Шулдан, Челтер.
Итак, мы познакомились с некоторыми материалами из раскопок и археологических исследований. Это, конечно, далеко не все тайны, которые открыли археологам курганы, древние стоянки, гробницы, пещерные города.
Каждая новая находка прибавляет к истории человечества ещё один штрих, ещё один факт.
Крымский полуостров, по образному выражению, - «естественный музей, хранящий тайны тысячелетий». И сегодня ещё Таврида, её история не до конца изучены. И сегодня ещё Крым можно назвать terra incognita (неизвестная земля). С уверенностью можно сказать, что во всём Мире нет земли, которая была бы так насыщена памятниками всех времён и стольких народов!