Над Керчью старой и новой, над ее жилыми кварталами, портом и морем вздымается высоким куполом гора Митридат, на которой горит Вечный огонь, - в память советских воинов, освободивших город от фашистских захватчиков. Две с половиной тысячи лет назад здесь находился акрополь античного Пантикапея, сначала колонии Милета, позднее – столицы Боспорского царства. Гору опоясывали стены, возвышалось над ней царское жилище, сияли белизной каменные храмы и другие общественные здания. На склонах теснились богатые жилые дома, а у подножия горы – хижины бедняков. Застройка площадью около ста гектаров спускалась до реки Пантикапы, нынешней Мелек-Чесме.
На Митридате издавна ведутся раскопки. Из всего, что исследовано археологами, особо следует упомянуть остатки пританея (общественного здания первых вв. н. э.), поскольку это памятник архитектурный. Часть археологических находок экспонируется в Санкт-Петербурге – в Боспорском зале Эрмитажа, большинство в Керченском историко-археологическом музее.
С вершины горы хорошо видны два серых холма: один неподалеку от городской автостанции, другой – подальше, по соседству с легендарными Аджимушкайскими каменоломнями. Это знаменитые курганы Мелек-Чесменский и Царский. Внутри них – каменные склепы, уникальные памятники боспорской архитектуры, немые свидетели былой славы Пантикапея. Оба памятника построены, как полагают исследователи, во второй половине IV в. до н. э.
Мелек-Чесменский курган получил название от реки, на берегу которой расположен. Это весьма внушительных размеров сооружение: диаметр его шестьдесят метров при восьмиметровой высоте. Склеп состоит из квадратной погребальной камеры (целы) размерами 3,7 на 3,64 м и коридора (дромоса) длиной девять метров, шириной 1,33 м. Стены дромоса и целы – пять рядов огромных гладко отёсанных каменных блоков, сложенных насухо и строго вертикально, по отвесу. С шестого ряда кладка дромоса нависает внутрь постройки тремя уступами, образуя так называемый ложный, или ступенчатый, свод. Цела выше дромуса и перекрыта уступчивым сводом, выполненным из семи рядов тщательно отёсанных блоков. Пространство усыпальницы нарастает по высоте от входа к центру камеры, придавая сравнительно небольшому сооружению монументальность, значительность. Дромос и цела не разграничены архитектурно оформленным входом, а решены как единое целое: дромос свободно вливается под свод погребальной камеры. В этом своеобразие и оригинальность памятника.
Царский курган был раскопан археологом А. Б. Ашиком в 1837 г. Захоронения в усыпальнице не оказалось: она была разграблена еще в древности. Однако, судя по величине ее и импозантности, полагают, что в ней был погребен представитель династии Спартокидов – боспорских царей. Размерами своими этот курган в значительной мере превосходит Мелек-Чесменский. Высота его достигает семнадцати м, длина окружности двести шестьдесят м, а диаметр восемьдесят м.
Гробница внутри кургана состоит из двух помещений – почти квадратной в плане целы (ее размеры составляют 4,37 на 4,22 м) и дромоса длиной 36 м, шириной 2,8 м, а высотой 7,4 м. Стены дромоса возведены из сильно рустованных (то есть с неровной поверхностью) блоков местного аджимушкайского известняка. Перекрыт он, как и склеп в Мелек-Чесменском кургане, ступенчатым сводом. Цела сложена из гладко отёсанных камней и перекрыта сводом конической формы, тоже уступчатым.
Когда кто-нибудь приходит посмотреть гробницу, то обязательно отмечает тщательную подгонку камней, живописную, дающую богатую светотень, обработку поверхности блоков, но особенно пропорции и «прорисовку» проемов и сводов. Все здесь свидетельствует о высокой строительной культуре, о мастерстве пантикапейских зодчих и каменотесов. Проем в нижней части кажется зауженным и расширенным к середине. Он стремительно, по еле уловимой кривой заострён кверху. Как будто язык пламени прорезал массив. Если смотреть из дромоса наружу, то сходство очертаний проёма с пламенем светильника ещё разительнее. Ломающийся по контуру проема свет скользит по склонам камня, поблёскивает, играет бликами при малейшем повороте головы. Кажется, что семиметровое «пламя» искрится и пульсирует.
Так ли уж этот эффект случаен? При свете глиняных светильников хоронили усопших, да и сама жизнь человека нередко уподобляется гаснущему пламени. Допустимо предположить, что запечатлённое в камне пламя могло символизировать вечную жизнь в ином мире. Боспорский зодчий, несомненно, искавший выразительную форму входа в гробницу, - ведь форма во все времена была предметом архитектурного поиска, - нашел образ, лаконично и полно выразивший эту идею.
Сравнивая архитектуру Мелек-Чесменской и Царской гробниц, можно подумать, что сооружены они разными мастерами и в разное время. Формы Мелек-Чесменской усыпальницы кажутся более архаичными, не доведены до такой степени архитектурного совершенства, как в Царской. Закономерно, однако, и другое предположение. Оба сооружения вполне могли принадлежать одному мастеру, определившему точную меру архитектурных средств: в одном случае для знатного боспорца, в другом – для такой особы, как сам царь Боспорского государства.
Замечательные подкурганные гробницы Пантикапея являются памятниками мирового значения. В их монументальных формах, в способах кладки и обработки камня, в изысканных и строгих пропорциях запечатлено незаурядное мастерство первоклассных боспорских зодчих.
Перенесемся теперь в другой пункт полуострова – в его западную часть. В трех километрах к западу от центра Севастополя на берегу Карантинной бухты находятся развалины Херсонеса Таврического, основанного древними греками – выходцами из Гераклеи Понтийской.
Херсонес был крупным культурным, политическим и экономическим центром Северного Причерноморья. Город просуществовал почти 2000 лет, с V в. до н. э. по XV в. н. э. Он неоднократно горел, четыре века лежал в развалинах, разрушенный и сожженный ордами хана Эдигея. Уже около двух столетий здесь ведутся раскопки.
Располагался Херсонес на берегу удобной для судоходства бухты и занимал примерно тридцать га. В основе плана города – сеть прямоугольных кварталов, в каждом из которых размещалось не более четырех – пяти городских усадеб. Жилые дома за высокими каменными заборами строились впритык, отделяясь друг от друга глухими стенами. Ширина улиц не превышала четырех м; лишь главная была довольно широкой – семь м.
Посреди города и в его восточной части находились общественные и культовые здания. А пониже к бухте во второй половине третьего века до нашей эры был построен открытый театр на 3000 мест с полукруглой в плане орхестрой – площадкой для выступления хора, сопровождавшего игру актеров, скромной скенэ (сценической «коробкой») и узким проскением перед ней – помостом на полуколоннах дорического ордера.
Город был опоясан мощными оборонительными стенами с круглыми и прямоугольными башнями, от которых уцелели, увы, лишь остатки. Тем не менее, из всех античных сооружений, расположенных на территории бывшего Советского Союза, руины эти – лучшие по сохранности.
Херсонесские стены и башни неоднократно перестраивались, ремонтировались, укреплялись. Первоначальная толщина стен в четвертом веке до нашей эры не превышала 2,5 м, а в третьем в. до н. э., в результате многократных наращиваний, возросла на целый метр.
Кладка оборонительных стен и других сооружений велась в ту пору способом «кордон на ребро – плита на образок». Суть этого строительного приёма в чередовании рядов больших прямоугольных камней (квадратов), поставленных на ребро, с рядами таких же плашмя уложенных плит. Плиты с лицевой стороны тщательно отесывались; их точно подгоняли одна к другой, укладывали насухо и скрепляли между собой пиронами (металлическими скрепами). Пространство между квадровыми панцирями стен закладывалось мелким бутом или щебнем на глине.
Если присмотреться к кладке стен и башен Херсонеса, можно различить три способа кладки, соответствующие трем различным периодам: античному, римскому, византийскому. В нижних частях стен видна характерная эллинистическая кладка III – II вв. до н. э. Выше нее довольно отчетливо просматривается более простая и однообразная квадратная кладка римского времени (I – II вв. н. э.). Здесь большие прямоугольные плиты уложены в панцирь с перевязкой швов. В верхних частях оборонительных стен легко различима византийская кладка V – X вв., носящая менее упорядоченный характер, со следами неоднократных починок и частичных переделок.
Одним из наиболее интересных сооружений херсонесской оборонительной линии является башня Зенона, построенная во II в. до н. э. Ее строительство было вызвано опасностью захвата города подступавшими к нему скифскими войсками.
Круглая в плане, башня первоначально имела в диаметре 8 м. Спустя несколько столетий, в V – VI вв. н. э., возможно, при императоре Зеноне, стены ее были опоясаны вторым кольцом кладки, от которой сохранились нижние ряды облицовочного панциря. В кладке этого утолщения археологи обнаружили каменную плиту с вырезанной в 488 г. надписью в честь византийского императора Зенона (отсюда и название). Башню неоднократно усиливали, наращивали; последний раз это произошло в IX – X вв., после чего она достигла в диаметре 23 м.
Итак, мы видим, что остатки древних сооружений Херсонеса не сохранились в «чистом» виде, как на Боспоре. Но, несмотря на это, он всё так же интересен.
Источник: Архитектурные памятники Крыма. Крикун Е.В.