ДостопримечательностиИстория и архитектураПамятники архитектуры

Алупкинский дворец-музей графа Воронцова

 

В небольших городках на Южном берегу Крыма строятся дворцовые ансамбли и парки, свои имения здесь начинают строить самые влиятельные дворянские и княжеские фамилии, скупившие сотни гектаров земель.

Вначале осваивались долины рек в равнинной и предгорной частях Крыма. Полное отсутствие дорог сдерживало строительство усадеб на Южном берегу Крыма, и только с 1826 г. после завершения прокладки дороги Симферополь – Ялта положение резко изменилось. Строилась дорога на протяжении почти четверти века русскими солдатами и согнанными сюда крепостными крестьянами.

В строительстве дворцов чаще всего использовались формы классики, а парки, в контрасте к строгим формам дворцов, разбивались в английском стиле с созданием живописных пейзажных композиций.

Кроме основного направления в архитектуре конца XVIII – середины XIX вв. – классицизма – существовал и романтизм. Если классицизм предусматривал регулярную планировку городов и использование в декорировании фасадов зданий ордерной системы с определенной закономерностью в размещении основных частей и деталей от карниза до пьедестала, то романтизм характерен использованием романских и готических форм, а также декоративных элементов египетской и даже китайской архитектуры. В Крыму это стилистическое направление имеет своеобразную окраску в результате использования форм и приемов мавританской архитектуры.

В Крыму много сооружений, для которых характерны именно эти черты, и самым известным из них является дворец Воронцова в Алупке. Для строительства дворца был привлечен известный английский архитектор, один из основоположников романтической школы Эдуард Блэр, автор фасадной части королевского Букингемского дворца в Лондоне, замка Вальтера Скотта «Абботсфорд» в Шотландии и еще ряда известных сооружений. Дворец запроектирован в формах поздней английской готики в фантастическом сочетании их с элементами мусульманской архитектуры. Так, главный фасад дворца, обращенный к морю, решен в виде мусульманского пиштака (лоджии). Дворец расположен на сравнительно неширокой площадке, с восточной и западной сторон к нему ведут подходы, возрождающие причудливые формы крепостной средневековой архитектуры с многочисленными нишами, сумрачными переходами и двориками в контрасте с изящными декоративными башенками. Все детали и облицовка выполнены из местного серо-зеленого камня – диорита. На общем темном фоне дворца на уступах лестницы четко выделяются скульптуры львов из белого мрамора.

Большой интерес представляют интерьеры дворца с дубовыми резными панелями, лепными потолками, каминами и другими элементами убранства.

Впечатляют и зимний сад с прекрасной коллекцией скульптур, и редкие живописные собрания, и старинная английская мебель, но особенно – отделанное деревом скромное помещение библиотеки, где на стеллажах до самого потолка все заставлено книгами. В этой библиотеке работал А. С. Пушкин.

 

Источник: С. К. Килессо. «Архитектура Крыма»