Полезная информацияТранспортТранспорт в Крыму

Альтернатива мосту – паромная переправа

Рядом с Ени-Кальским маяком на мысе Фонарь стоит величественный памятник с 36-метровым шпилем на белом постаменте, который окаймляют якорные цепи и железнодорожные колеса, говорящие о тесной боевой связи родов войск, участвовавших в десантных операциях через Керченский пролив в годы войны. На памятнике начертано: «Здесь, 3 ноября 1943 г., войска 56-й армии и Азовской военной флотилии форсировали Керченский пролив, овладели плацдармом на Керченском полуострове и тем самым положили начало его освобождению». И далее: «Сооружен по решению Военного Совета Отдельной Приморской армии Управлением военно-восстановительных работ N 2 в 1944 г.». Архитектором памятника был Б. М. Надежин.

Имя Бориса Михайловича тесно связано с Керчью, хотя родился он в 1912 г. в Тамбовской губернии, а проживал долгие годы в Москве. Но в Керчь приезжал довольно часто, ибо с городом-героем его связали военные годы. Еще будучи 32-летним молодым человеком, Борис Михайлович принимал участие в работе по строительству уникальнейшего сооружения – моста через Керченский пролив.

Мост длиной 4,5 км был возведен в рекордно короткие сроки – за 7 месяцев – с апреля по ноябрь 1944 г. Подобного сооружения ни в бывшем СССР, ни в России или Украине не было и нет до сих пор, ибо состоял он из 238 опор. Но жить ему суждено было недолго – всего 4 месяца. В феврале 1945 г. мост был разрушен сильным ледоходом в Керченском проливе.

Как выяснилось позже, в месте сооружения моста пролив на дне имел мягкие геологические породы, которые не смогли выдержать под натиском льда 30-метровые опоры. В условиях войны просто не было возможности досконально исследовать дно пролива и выбрать наиболее подходящее место для строительства моста, поэтому и возводили это уникальное сооружение в самой узкой части пролива.

После войны решено было построить новый, более надежный мост через Керченский пролив. Его планировалось перекинуть с юго-западной части косы Чушка к высокому берегу у крепости Ени-Кале. Начавшуюся стройку назвали «2-К», подразумевая под этим линию Крым – Кавказ. Строители заложили пробный «бык» вблизи Чушки, на который было затрачено немало средств. Но в конце концов стройку признали неоправданной. Возможно, «бык» дал крен. Теперь на лоцманских картах оставленная опора, предназначавшаяся для моста, называется «о. Искусственный».

Для связи крымского и кавказского берегов в начале 50-х гг. была построена Керченская паромная переправа. По тем временам это тоже было гигантское сооружение. В строй действующих переправа вошла в сентябре 1954 г. Немаловажно то, что с тех пор она не останавливалась ни на одни сутки. Все эти долгие годы в самом узком месте Керченского пролива – 2,5 мили (морская миля равна 1652 м) – между крымским и кавказским берегами сновали паромы и катера, переправляя через водную преграду ж/д составы, автомобили, народнохозяйственный грузы, пассажиров.

Наибольшая нагрузка легла на паромную переправу в 80-е гг. Вот только некоторые данные. В 1989 г. перевезено самое большое количество грузовых (139,5 тыс.) и легковых (200 тыс.) машин. Ежемесячно перевозилось до 17 тыс. т народнохозяйственных грузов.

Но с начала 90-х гг. объем работ паромной переправы стал быстро сокращаться. Конечно же, можно ссылаться на резкое повышение цен за услуги, оказываемые паромной переправой, на поставленные на разных берегах таможенные посты, что сильно сократило грузо- и пассажиропоток…

Но главная причина кроется в другом. За долгие годы существования паромной переправы из нее «выкачали» все, что было можно, ни разу не позаботившись о капитальной реконструкции. Вины коллектива паромщиков в этом нет никакой, ибо руководили переправой всемогущие ведомства.

И что же теперь? Давно уже, с целью предупреждения непредвиденных обстоятельств, запрещено переправлять паромами ж/д составы, поэтому станция «Крым» практически бездействует. А сама переправа нынче служит лишь для пассажиров и автомобильного транспорта.

Но керчане живут надеждой: если во 2-й половине прошлого века альтернативой мосту была паромная переправа, то теперь, благодаря усилиям правительств России и Украины, выдвигается проект строительства подземного перехода, который в перспективе должен будет соединить берега Крыма и Кубани.

 

Источник: А. Прибеженко