Республика КрымЭкономикаРекреационная отрасль

История туризма в Бахчисарае

Свернув по пути из Симферополя с Севастопольской дороги на юго-восток, путешественник XIX в. попадал в безуездный город Бахчисарай, бывшую столицу Крымского ханства, оплот восточной экзотики, городок, населенный исключительно татарами, караимами, цыганами и небольшим количеством греков. Из 14 тыс. его населения в середине 30-х годов 12 тыс. составляли татары-магометане.

В городке было 32 мечети, 3 религиозных школы-медресе, множество фонтанов, большое число кофеен и десяток караван-сараев. Здесь находился и Ханский дворец – едва ли не первый в России специально охраняемый экскурсионный объект. Пушкин в 1820 г. застал дворец в запустении, но спустя 5 лет, в 1825 г., он был отреставрирован архитектором Эльсоном. Здесь же в специальном флигеле содержались и меблированные комнаты для путешественников, где «каждый день готово для проезжающих гостеприимство, достойное древних времен». Во дворце можно было остановиться при наличии специального билета. Путешественники осматривали прежде всего обширный дворцовый комплекс, не проходя мимо воспетого Пушкиным Бахчисарайского фонтана и знаменитого ханского некрополя.

Как правило, в «программу посещения» Бахчисарая входило также присутствие на молебствовании «крутящихся дервишей» – радении местных суфиев, со временем превратившемся из религиозного обряда в спектакль, разыгрываемый для туристов. В окрестностях посещали, прежде всего, Успенский монастырь и Чуфут-Кале. Для этого проезжали через Салачик – предместье Бахчисарая, населенное цыганами, которые жили в пещерах и представляли собой совершенно дикое зрелище. Тем не менее, именно эти бахчисарайские цыгане были едва ли не первыми, кто стал в Крыму кормиться исключительно за счет туристов: они выклянчивали подаяние или сопровождали посетителей Успенского монастыря и Чуфут-Кале игрой на музыкальных инструментах, приводившей иных путешественников в отчаяние.

Успенский монастырь – некогда главная православная святыня Крыма – находился до 50-х годов в упадке, хотя и не забывался верующими. Монтандон называет его «будто подвешенным в воздухе». Чуфут-Кале, как и сегодня, был одной из главных бахчисарайских достопримечательностей, за тем исключением, что до Крымской войны это было населенное местечко, где насчитывалось до 300 домов караимов.

Из Бахчисарая ездили осматривать другие пещерные города и заброшенные скальные монастыри – Тепе-Кермен, Качи-Кальон, Мангуп, Эски-Кермен и т. д. Если поездка была верховой, в 30 – 40-е годы за каждую нанятую лошадь платили по 8 копеек за версту. Путешественник также платил и за лошадь проводника, но если тот был пеший, поверстной платы не предполагалось – только небольшой «гонорар».

 

Источник: журнал «Новый Крым. Курорты и туризм», N 1, 1999 г.