Республика КрымИсторияИстория Крыма

Гибель «Черного принца»

Не успели англичане прийти в себя от потери легкой кавалерии в «Долине смерти», как их настигла еще одна беда. Разбушевавшаяся стихия поглотила несколько военных судов и транспортов, в том числе гордость Великобритании – винтовой пароход «Принц», прибывший на внешний рейд Балаклавы утром, 9 ноября, и доставивший англичанам теплое обмундирование, припасы и секретное оружие для взрыва затопленных русских судов, заграждавших вход в Севастопольскую бухту; командовал пароходом капитан Гудель. В Крым отправили отряд водолазов под командованием сержанта 1-й саперной роты Вильяма Рпея. Комендант Балаклавского порта капитан Дакрес под предлогом отсутствия в бухте места не дал разрешения ввести «Принца» в защищенную гавань.

1 (12) ноября над Балаклавой стояло пять боевых судов, четыре военных парохода, в том числе «Принц», и множество транспортных и парусных судов. Около 30 военных судов находилось в гавани.

На следующий день шел непрерывный дождь, сопровождаемый жестоким штормом. Небо покрылось густыми свинцовыми тучами. К вечеру море несколько успокоилось, внезапно наступил штиль, продолжавшийся всю ночь. С утренней зарей, 14 ноября, вновь начались сильные порывы юго-западного ветра. Через два–три часа разразился ураган невиданной силы. Очевидец, наблюдавший бурю вблизи Балаклавы, писал: «Воздух был буквально наполнен одеялами, фуражками, шинелями, сюртуками и даже столами и стульями. Макинтоши, каучуковая посуда, постельное белье, палаточная парусина, кружась в воздухе, неслись по долине по направлению к Севастополю. Крыша с дома Раглана была сорвана и распластана по земле. Амбары и комиссариатские сараи были полностью разрушены и сравнены с землей. Пятипудовые кипы спрессованного сена кружились на земле. Бочки с ромом катались по лагерю, подпрыгивая на камнях. Большие телеги, стоявшие невдалеке от нас, были опрокинуты, а люди и лошади, сбитые с ног, беспомощно катались по земле. Большое стадо баранов бросилось по дороге в Севастополь и целиком погибло под ударами смерча, который вырвал из земли и разбросал целые ряды прекрасных высоких тополей, укрывавших взлелеявшее их ущелье». Но самые драматические и трагические события разыгрались в море, у скалистых балаклавских берегов.

В семь с половиной часов утра ветер усилился настолько, что парусные суда уже не могли уйти в открытое море, где оказались бы в безопасности. Капитан одного парохода «приказал отклепать якоря и пошел в море, с величайшим трудом преодолевая напор ветра. Проходя мимо парохода «Принц», он сигналом сообщил, что погода вскоре еще ухудшится, и посоветовал тоже уходить подальше от берега. Но командир «Принца», надеясь на сильную машину парохода, остался на месте».

Один из капитанов английского судна, очевидец гибели «Принца», так описывает эту трагедию: «В то время как ураган уже бушевал над ним с полной яростью, пароход стоял на якоре на глубине 25 саженей. Капитан Гудель и агент адмиралтейства Байнтон приняли самые энергичные меры для спасения парохода, и, по общему их согласию, все мачты парохода были срублены.

К несчастью, такелаж бизань-мачты попал в район действия гребного винта. С каждым оборотом на него наматывался канат, движение винта все более затруднялось, и машина, наконец, потеряла свою мощь.

Прошло еще немного времени, и порвалась цепь левого якоря. Другой якорь не смог удержать пароход на месте, начал тащиться по грунту, и пароход задрейфовал к скалистому берегу.

Судьба несчастного парохода уже была решена. Капитан Гудель и капитан Байнтон, сняв с себя верхнюю одежду, объявили экипажу, что с их стороны ничего не было упущено для спасения корабля и что теперь каждый должен заботиться о себе. «Принц» разбился в четверть десятого утра. Море в это время было так бурно, что через 15 минут после первого удара о скалу никаких следов от парохода уже не осталось». Из 150 человек, находившихся на «Принце», спаслось только 7 моряков. Под Балаклавой разбилось 11 военных судов и транспортов. Всего же во время бури у Крымского побережья погибло свыше 30 судов и более 40 получили тяжелые повреждения.

Стоимость «Принца» оценили не менее, чем в 600 – 700 тыс. фунтов стерлингов, или около 13 млн. рублей серебром. Число погибших во время бури и попавших в плен достигало тысячи человек. Буря свирепствовала от Босфора до Кипра, где почти все суда сорвались с якорей и затонули.

После Крымской войны стирались в памяти многие события, забывались затопленные и погибшие корабли. И лишь английский пароход «Принц» не давал покоя предпринимателям и авантюристам многих стран. Тем более, что расползались слухи, что «Принц» вез золото – жалование англичанам, осаждавшим Севастополь. Называли и точные сведения: тридцать бочонков золота в английской и турецкой валюте на сумму 2 млн. рублей – звонкой золотой монетой… А. И. Куприн в «Листригонах» совершенно серьезно утверждал, что старикам в Балаклаве цифра известна абсолютно точно: «шестьдесят миллионов рублей звонким английским золотом!».

Сравнительно недавно, в начале 60-х гг., стало известно, что пароход затонул без золота. Но легенда осталась. А время от времени Черное море – великий хранитель тайн, – будоража воображение, выбрасывает на берег различные предметы с надписями и клеймами на английском языке.

Гибель судов союзников в Крыму, и особенно английских у Балаклавы, заставила задуматься о прогнозировании погоды. С этого времени начинается новый этап в истории метеорологии. В 50-х гг. XIX в. Р. Фицрой в Англии и У. Леверье во Франции, пользуясь электрическим телеграфом, впервые ввели составление карт погоды в ежедневную практику с целью прогноза погоды.

 

Источник: В. Г. Шавшин. «Над «Долиной смерти» (Балаклавское сражение) / Серия «Памятники и поля сражений Крымской войны»