Знакомство с Нижним парком начинается с осмотра экспозиционного участка плодовых субтропических культур. Низкий кустарник с простыми цельнокройными опадающими листьями, расположенными на старых ветвях пучками, с красными или ярко-оранжевыми цветками – это дикий гранат. Родина его – Передняя и Средняя Азия. Здесь же растет зизифус настоящий, или унаби, называемый также китайским фиником. Он распространен в подлеске дубрав на Великой китайской равнине.
В маслиновой роще можно познакомиться еще с двумя древними культурами – смоковницей, или инжиром, и эриоботрией, или японской мушмулой. Инжир принадлежит к семейству тутовых, роду фикус. Это листопадное дерево с гладкой, светло-серой, почти белой корой и низкой, широкой кроной. Рядом с инжиром растет эриоботрия. Она происходит из стран Восточной Азии, где является плодовым деревом. В Крыму имеет только декоративное значение.
Дальше расположились густые заросли кустов экзохорды Королькова. В конце апреля они сплошь покрыты белоснежными соцветиями. Рядом растут бобовник обыкновенный, или «золотой дождь», и багряник, или иудино дерево. Из них особенно интересен багряник. Цветение его начинается до распускания листьев. Цветки мотылькового типа собраны в пучки, покрывающие все ветви и частично ствол.
Площадка для отдыха устроена под земляничником мелкоплодным, единственным лиственным вечнозеленым деревом из местной флоры. Горный Крым представляет собой своеобразное убежище, где сохранились древние, уцелевшие от третичного периода растительные сообщества. Очень живописны у земляничника мелкоплодного его изогнутые, гладкие, розовые стволы, округлые очертания кроны, малахитовая мозаика листвы. В декабре – январе созревают плоды, внешне напоминающие землянику; ими питаются зимующие у нас птицы.
На углу одной из куртин растет вечнозеленый дуб траволистный, или калифорнийский. За дубом у дорожки вниз каменная подпорная стенка закрыта свисающими зелеными ветками жасмина голоцветкового, происходящего из северного Китая. Этот красивый куст является украшением южнобережных парков, особенно зимой, когда на его безлистных побегах распускаются золотисто-желтые цветки. Над жасмином голоцветковым виден кустарник с прутьевидными, почти всегда безлистными ветками. Это метельник прутьевидный. Только ранней весной на его побегах появляются редкие и мелкие простые листочки, опадающие в начале июля. В конце мая распускаются крупные ярко-желтые цветки в небольших кистях, которые необычайно эффектны в общей массе соцветий.
Одна из достопримечательностей Нижнего парка – роща ливанских кедров, заложенная в 1844 г. На своей родине это дерево стало национальным символом страны; его изображение можно увидеть на государственном гербе и флаге Ливана, на монетах и почтовых марках, даже на полицейских касках…
На склоне рядом с ливанским кедром растет пихта испанская – хвойное дерево с плотной широкопирамидальной кроной серо-зеленого цвета. В отличие от других видов пихт, ее хвоя отходит от побегов равномерно во все стороны. Пихта испанская – самая теплолюбивая из всех средиземноморских пород пихт.
К роще кедров примыкают живописные заросли невысоких деревьев с темными, искривленными стволами – филлиреи средней, фотинии и земляничника крупноплодного. Там, где сходятся несколько дорожек, темно-зеленой пирамидой высится кипарис гималайский, рядом с ним – можжевельники пунцовый и виргинский. Неподалеку от можжевельников растет парротия персидская. Это одна из лесообразующих пород гирганского леса, занимающего приморскую низменность побережья Каспийского моря в Иране. Цветет до появления листьев – в феврале, марте. Осенняя розово-оранжевая листва очень украшает посадки в парках.
На выше и ниже расположенных куртинах можно ознакомиться с одним из интереснейших растений – сосной Монтезумы. В естественных условиях она растет в горах Мексики. Среди других сосен резко выделяется своей большой, ширококонической кроной, образованной мощными скелетными ветвями, на концах которых колышутся мягкие свисающие султаны хвои.
Вдоль дорожки растут три высоких куста зимоцвета раннего, или химонантуса. В декабре, когда почти все листопадные породы находятся в состоянии зимнего покоя, на ветвях зимоцвета появляются бутоны. Они быстро растут и распускаются перед Новым годом.
Далее растет своеобразное декоративное дерево кипариса гваделупского. Он отличается от остальных кроваво-красной корой, которую ежегодно сбрасывает, более тонкими ветвями и сизовато-зеленой хвоей. Его родина – Южная Калифорния и острова Гваделупы.
На близлежащих куртинах обращают на себя внимание толстые, перекрученные стволы кипарисов крупноплодных – деревьев более чем столетнего возраста. Наиболее ценным качеством кипариса является то, что он хорошо переносит сильные ветры и соленые морские брызги.
За кипарисом гваделупским в глубине куртины виднеется дзельква граболистная, двенадцать стволов которой срослись в единый биологический организм. Очень красива ее кора с рыжеватыми пятнами по серо-зеленому фону; небольшие зубчатые листья придают кроне ажурный вид. Название дзельквы произошло от грузинских слов «дзели» (бревно, брус) и «ква» (камень). Древесина дзельквы по своим качествам превосходит дуб и самшит.
За причудливым каменным дубом, что расположился у площадки с мраморным фонтаном, возвышаются два речных сбежистых кедра. Их крона с возрастом из узкопирамидальной превращается в широкопирамидальную (иногда даже шаровидную). Вечнозеленая, блестящая, с желтоватым оттенком хвоя делает речной кедр декоративным в течение всего года.
Немного поодаль от речного кедра растет одно из живых ископаемых деревьев – метосеквойя глиптостробовидная. Ее естественный ареал – китайские провинции Хубей и Сычуань. По-китайски она называется «шуйша», что означает «водная ель».
От мраморного бассейна дальше слева и справа куртины задернены барвинком, устилающим весной землю голубым ковром, и плющом крымским. В саду уделяют большое внимание распространению в парках почвопокровных растений. Наряду с барвинком и плющом используются также зверобой чашечный, флокс полукустарничковый и некоторые другие виды.
Обращает на себя внимание высокий, широко-конусовидный кипарис лузитанский. Очень живописны его длинные, широко простертые ветви со свивающимися на концах побегами.
Дальше растут кусты жасмина отогнутого, встречающегося в диком состоянии в лесах Афганистана и Гималаев. В мае – июне распускаются крупные желтые цветки; часто цветет повторно поздней осенью.
Старое дерево земляничника крупноплодного, растущее на углу следующей куртины, раскинуло свои перекрученные темно-серые стволы над дорожкой, образуя зеленый полог. Поздней осенью у него распускаются цветы одновременно с массовым созреванием ярко-оранжевых или красных плодов, развившихся от предыдущего цветения.
Напротив земляничника крупноплодного находится куртина с плакучими формами хвойных (кедр атласский, гималайский, кипарис вечнозеленый, кипарисовик нутканский). Все они, кроме кипарисовика, получены путем прививок плакучих форм на обычных экземплярах.
Здесь же можно ознакомиться с довольно редко встречающимся в культуре небольшим приземистым подокарпом андийским. Его родина – Чилийские Анды.
Пройдя под ветвями земляничника, посетители сада останавливаются перед самшитом обыкновенным, или буксусом. Самшит – небольшое вечнозеленое дерево или кустарник с мелкими листьями, в пазухах которых располагаются желтоватые цветки. Высоко ценится древесина самшита – плотная, как кость, хорошо полирующаяся, красивая по рисунку и цвету.
Рядом с самшитом находится падуб обыкновенный – вечнозеленое дерево с кожистыми простыми, колючезубчатыми, реже цельнокройными листьями.
Среди падубов расположился клен веерный с ажурной, зонтиковидной кроной. Напротив клена растет оригинальное хвойное дерево торреи калифорнийской из семейства тисовых. За ней виден кипарисовик Лавсона – растение с пирамидальной формой кроны, горизонтальными ветвями, светло-зеленой хвоей и многочисленными мелкими шишками.
Далее в Нижнем парке можно увидеть криптомерию японскую (хвойное дерево с очень ценной древесиной), стройную ель шероховатую, биоту восточную (вечнозеленое дерево или высокорослый кустарник, разделяющийся у основания на несколько стволов, с чешуевидной хвоей; отличается от других хвойных яйцевидной кроной, расположением веток, радикально расходящихся в вертикальной плоскости от центральной оси).
Недалеко от каскада бассейнов расположился представитель гигантских травянистых тропических и субтропических растений – банан Басио. Его родина – Япония; это самый холодостойкий вид бананов.
Привлекает внимание высокое вечнозеленое дерево бирючины блестящей из семейства маслиновых. За ней видна сосна крымская, а вниз по аллее находится понцирус трехлистный (в апреле – мае распускаются красивые белые цветки, а осенью созревают ярко-желтые крупные плоды).
У павильона находится роща дуба пробкового. К колоннаде примыкает большая группа вечнозеленых деревьев лавра благородного с красивыми кожистыми, ароматными листьями. Напротив стоит листопадное дерево – лириодендрон из семейства магнолиевых. Здесь же обращает на себя внимание магнолия крупноцветковая. У Фонтана слез (копии бахчисарайского) растет огромный платан восточный, посаженный в 1867 г. За круглым бассейном склоняются почти до земли ветви ивы вавилонской. В бассейне растет лотос орехоносный с крупными листьями на высоких, поднимающихся над водой черенках. Вызывают восхищение его редкой красоты цветки, до 20 см в диаметре, с многочисленными нежно-розовыми лепестками. Вокруг лотоса плавают листья нежных нимфей, раскрывающих во время цветения свои изящные голубые, розовые и светло-золотистые цветки под первыми лучами солнца.
Источник: И. Голубева, С. И. Кузнецов. «Никитский ботанический сад»