ДостопримечательностиАрхеологияПещерные города

Кыз-Кермен

Среди «пещерных городов» численно преобладают сравнительно небольшие поселения, до «ранга» города не дотянувшие. Это крепости-замки, располагавшиеся на высотах, господствующие над окрестными долинами. Они возникали как укрытия для жителей открытых поселений, постепенно превращаясь в резиденцию местного князька. Это также «пещерные» монастыри, не имевшие оборонительных сооружений, основанные монахами-иконопочитателями, бежавшими из Византии от притеснений светской власти в VIII – IX столетиях.

Они расположены обычно в живописном урочище, и, будучи органично слиты с ним, возбуждают двойное удивление – красотой местности и умением человека так расположить свои жилища, чтобы ни в чем не нарушить этой красоты.

К юго-западу от Бахчисарая находятся две горы с почти схожими, издали напоминающими усеченный конус вершинами. Но расположенные на них городища очень отличаются друг от друга: одно из них – Кыз-Кермен – практически не имеет сооружений, если не считать высеченных в скале подвалов, над которыми стояли жилые дома, и пещеры в восточном обрыве (с плато в нее ведет лестница); зато на Тепе-Кермен – не менее 250 высеченных в скале пещер, усеивающих его скалистую макушку в несколько ярусов. (О Тепе-Кермен подробно рассказывается в статье «Тепе-Кермен».)

Поговорим сейчас о Кыз-Кермен. Если вы побывали на Тепе-Кермен, то, спустившись с него и свернув налево по проселочной дороге, вы выйдете на узкий южный отрог ближайшего плато, на котором находится городище Кыз-Кермен, что в переводе означает Девичья крепость. С трех сторон оно ограничено почти отвесными обрывами, а с севера соединено с плато узким перешейком, где проходила оборонительная стена, которая прослеживается по покрытому дерном развалу камней длиной 130 метров. Древняя колесная дорога с глубокими колеями подходит к стене у самого восточного обрыва, где, наверное, были ворота, а у западного, видимо, находилась вылазная калитка: вблизи от нее – спуск в ущелье по вырубленной лестнице. В 1961 году археолог А. Л. Якобсон раскопал здесь остатки жилых и хозяйственных строений, принадлежащих поселению VIII – IX веков. В ряде мест городища видны остатки высеченных в скале виноградодавилен (следы четырех из них отмечены у восточного обрыва, а пятая зачищена в центральной части городища). Кыз-Кермен по размерам площади, обнесенной оборонительной стеной (которая защищала «пещерный город» с доступной северной стороны; сама стена не сохранилась до наших дней, но ее направление можно проследить по раскату бутового камня), почти не уступает Чуфут-Кале и Эски-Кермену: так же как и у этих городов, здесь сохранялась обширная незастроенная территория, отделенная от города внутренней стеной необоронительного характера и ныне густо заросшая лесом. В мирное время это внутреннее пространство могло служить местом стоянки караванов и рыночной площадью, а в военное – местом загона для скота и укрытия сельского населения ближайшей округи. Короче говоря, Кыз-Кермен с момента своего возникновения в V столетии располагал всеми необходимыми условиями для превращения в значительный по тем временам город, и этому способствовало его расположение на древних путях, ведущих через долину Качи, перевал Кибит-Богаз в Алуштинскую долину, то есть на Южный берег, и на пересечении этих путей с главной торговой трассой, ведшей из степей к Херсонесу. Однако жизнь в городе прекратилась в конце IX столетия: вероятно, его разрушили хазары. Местоположение и время существования Кыз-Кермена дает основание некоторым ученым предполагать, что этот «пещерный город», возможно, и есть Фуллы-город, упоминаемый в раннесредневековых письменных источниках.

О Кыз-Кермене и Тепе-Керене существует легенда. Согласно ей, Кыз-Кермен был некогда хорошо укрепленным торговым городом. Правил им князь, которому во всем помогала красавица дочь. А князь и дружина соседнего Тепе-Кермена непрестанно чинили обиду городу, грабя торговые караваны, пытаясь подчинить себе его жителей. Чтобы восстановить мир, старейшины Кыз-Кермена решили поженить дочь князя и наследника замка на Тепе-Кермене. Молодые согласились, но между ними возник спор: молодой князь потребовал, чтобы невеста пришла в его замок, однако девушка была горда и считала, что вначале князь должен явиться к ней. Порешили на том, что через овраг, разделяющий Кыз-Кермен и Тепе-Кермен, будет сооружен мост, посередине которого и встретятся молодые. И вот в сопровождении свиты вступили они на мост, но, дойдя до его середины, девушка, вспомнив старые обиды, выхватила кинжал и убила жениха. Дружина князя зарубила ее, и вновь разгорелась вражда между городом и замком. А мост развалился: огромные камни, из которых он был сложен, как гласит легенда, и сейчас еще разбросаны по оврагу, разделяющему оба городища. Легенда эта, как и многие другие крымские легенды, многослойна: здесь и отголоски матриархата с его более независимым положением женщины в обществе (героиня этой легенды участвовала в делах управления Кыз-Керменом и владела оружием, не согласилась подчиниться власти мужа); здесь и свойственные раннему средневековью противоречия между интересами торгово-ремесленного населения города и феодальными раздорами; здесь, возможно, и память о землетрясении и причиненных им разрушениях.

 

Источники: Тайны горного Крыма. Т. М. Фадеева.

Пещерные города Крыма Е. Якушева, А. Нижура.