Досуг в КрымуСпорт и активный отдыхТропы

На подступах к горе

(автопешеходный маршрут)

Выехав на шоссе, автобус поворачивает в сторону Феодосии. Слева остаются 2 холма, напоминающие спину двугорбого верблюда. Присмотревшись к ним внимательнее, увидите, что это единая гора весьма неожиданной формы. Эгер-Оба переводится как «седло-гора». Есть и другое название – Эким-Чек. Сейчас гору чаще всего называют просто «Верблюдом».

Во время пешей прогулки обязательно поднимитесь на эту гору. На западном ее отроге видны обелиски. Это могилы коктебельских стахановцев, пионеров, погибших во время фашистской оккупации (до войны этот холм называли Стахановской горкой, а потом – Пионерской). На южной вершине горы похоронен молодой планерист Л. В. Козлов, разбившийся в 1932 г. Планер Козлова столкнулся в воздухе с планёром Бородина, оставшегося невредимым.

Дорога перерезает Коктебельскую долину, выходящую к морю.

Справа у пляжа расположилась база отдыха шебекинских химиков, по соседству – кемпинг для туристов. Еще дальше, восточнее, можно увидеть красивый дом из серого камня, чем-то напоминающий средневековый замок. На башне – флаг пионерского лагеря «Спутник». Он разместился в бывшем имении семьи Юнге. Ее родоначальника – академика Эдуарда Андреевича Юнге с полным правом можно назвать первооткрывателем Коктебеля, положившим начало его цивилизации как курорта.

Дом Волошина отсюда не виден. Зато хорошо видна вершина холма Кучук-Янышар, под которой покоится поэт. Здесь же в 1976 г. похоронена и Мария Степановна Волошина, жена и верный друг Максимилиана Александровича.

Ниже по склону холма раскинулись владения коктебельского винзавода. Н о если посмотреть налево, то можно увидеть, как тают на западе «Голубые горы» с долинами, ведущими к Узун-Сырту. За аркой винзавода (дорога к нему сворачивает направо) шоссе уже пошло на подъем. Автобус выезжает из Планерского. Справа – небольшая горка Султанка; ее облюбовали начинающие дельтапланеристы и в шутку зовут Султан-Дагом. Еще несколько минут – и вы на перевале.

Отсюда, с дороги, Узун-Сырт высок. Вот он повернулся к вам восточным крутобоким склоном, на его вершине – серебряный планёр на высоком постаменте: он медленно поворачивается от ветра и вспыхивает на солнце.

Желающие совершить пешую прогулку могут подняться к памятнику прямо отсюда, по протоптанной дорожке. Едем дальше. Дорога делает небольшой поворот влево, огибая гору. Вот и кончился перевал, скрылась Коктебельская долина. Справа от шоссе село Южное, бывшая Султановка, база планеристов 1-го слета.

Если вы не вышли на перевале и все же хотите взобраться на Гору пешком, можете сделать это сейчас. Поднимайтесь прямо от поворота на Южное. Здесь старая дорога уходит вправо от шоссе, ведя мимо Южного в Орджоникидзе. На повороте – гипсовая девушка с корзиной винограда. А по другую сторону шоссе дорожный столбик – «41 км». Это – ваши ориентиры. От них легче подняться к планеру. Здесь можно брать Гору в лоб без дороги. И времени на подъем уйдет 15 – 20 мин.

А мы продолжаем путь в объезд Горы. Справа от шоссе еще одно «милое поселение». Так переводится его старое имя – Джанкой (нынче это Подгорное). Для нас оно интересно прежде всего потому, что здесь в 1973 г. был поставлен мировой рекорд. Завоевала его… модель планёра, управляемая по радио.

Источник: Н. Лесина, Л. Печерикина. «Музей планеризма. Гора Клементьева»