ДостопримечательностиИстория и архитектураПамятники архитектуры

Соколиная башня

Ближайшим южным соседом гаремного комплекса Хан-Сарая (г. Бахчисарай) является Соколиная башня Тоган-Кулеси, названная так потому, что в нижней ее части, по преданию, ханы держали соколов для охоты. Построена она, как полагают, в XVIII в., но, возможно, значительно раньше: северная и восточная стены башни внизу входят в старую ограду гарема, включенного в комплекс старого Персидского дворца. Таким образом, башня вместе с утраченными старым дворцом (снесен после 1820 г.) и сералем некогда составляла единый ансамбль, с южной стороны которого находился двор с садиком и постройками, ставшими потом хозяйственными.

Архитектоника Соколиной башни построена на сочетании каменных и деревянных конструкций, облегчающихся кверху ярусами. Нижний ярус выложен из камня (и оштукатурен) в виде куба с отсеченным северо-западным углом на высоту прорезанной здесь входной двери. Второй ярус восьмигранного плана – сначала фахверковый, с кирпичным заполнением, затем – из деревянных конструкций, обшитых досками до уровня решетчатого светового пояса вверху. Крыша невысокая, восьмискатная, с большими свесами под черепицей, украшена шпилем с полумесяцем в завершении. Внутри башня пустая, с деревянным перекрытием в уровне светового пояса и лестницей, тоже деревянной.

Нынешний облик Тоган-Кулеси сложился в результате реставрационно-восстановительных работ, особенно активно произведенных в 1822 г. под руководством архитектора Н. Колодина. Потолки в башне выполнил приглашенный Колодиным грек Михаил Кладо, английский подданный, «известный мастер азиатской работы», житель Бахчисарая.

При восстановлении башни архитектор Колодин внес свои изменения, особенно в устройстве светового пояса: убрал балюстраду, упростил рисунок решетчатого ограждения, обеднив тем самым ее восточный колорит. По заявлению специальной строительной комиссии, реставрационные работы производились с отступлением от требований «оставить все в азиатском вкусе», вследствие чего Колодин в 1824 г. был заменен архитектором Ф. Эльсоном. Этот мастер сумел сохранить восточный характер дворцовых сооружение, более того, даже применял их мотивы при строительстве новых зданий для российских вельмож, например, кухонного корпуса Нарышкиных в Симферополе (ныне бывшее имение Воронцовка в парке Салгирка).

Существенной переделке подверглись ханские конюшни и каретные напротив Соколиной башни, занимавшие восточную сторону большого двора – от ограды ханского кладбища до библиотеки у Южных ворот, где при ханах, возможно, жили конюшенные. В каменном строении длиной более 30 м размещалось около полусотни лошадей и десятка 2 карет. Лошади стояли двумя рядами, на отлогом не мощеном полу, в каменных стойлах, отдельных для каждой лошади. Здание освещалось решетчатыми окнами, затененными по всей длине деревянной аркадой. Ныне от конюшни остались отдельные фрагменты. Остальное переделано под современные хозяйственны постройки. Здесь ведутся реставрационные работы.

 

 

Источник: Е. В. Крикун. «Памятники крымскотатарской архитектуры»